Письменная реклама

С формированием письменной коммуникации культурологи связывают вторую информационную революцию, которая ориентировочно произошла в 6 тыс. до н.э. Самые древние дошедшие до нас письменные материалы, найденные в ходе раскопок в городе Шумере (Вавилон), относят к 4 тыс. до н.э. (приблизительно к 3700 г. до н.э.). Это дает право некоторым историкам рекламы говорить о 6 тысячах лет их существования (немецкий исследователь Ганс Бухли «Шесть тысяч лет рекламы», 60-е годы 20 века).

По определению Л. Винничук, граффити – это преимущественно стихийные автографы, оставленные простыми жителями античных городов (в частности Помпеи) на стенах домов, храмов, портиков и пр. Это процарапывание своих мнений, призывов, соображений или просто заявление о себе, не несущее общезначимой информации. Граффити представляют собой синкретичные образования, поскольку среди них встречаются как рекламные тексты, несущие профессиональные следы типичных объявлений, так и надписи, которые к объявлению не имеют прямого отношения. Это могут быть лирические раздумья, строфа стихотворения, объяснение в любви. Представляется, что граффити – это форма личностной саморекламы.

Формой распространения письменных объявлений в античности были также папирус и восковые таблички. В Британском музее хранится папирус, где запечатлены два текста, связанных с продажей людей. Торговля живым товаром составляет наибольший массив в объявлениях античных городов:

«Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую вам его воздержанность в пище, честность и покорность».

Еще более высокую степень профессионализации в письменной рекламе обнаруживает такой специфический феномен античности, как альбум (от лат. белый). В римскую эпоху album – это части городских стен или стен домов, окрашенных белой краской или выбеленных известью, для размещения на них текущих объявлений. Album обслуживали приставленные для этого дела dealbatores (выбеливатели), которые выбеливали стены, когда белые участки полностью покрывались объявлениями.

Начало межличностных объявлений в прессе – римская протогазета. Это два «издания», продолжавшие традиции album: тексты, написанные краской на белой поверхности. Первый вариант – «acta senatus» («дела сенатские»), второй – «acta diurna populi romani» («повседневные дела римского народа»).

Афиша – жанр рекламы, также родившийся в античность. Это детализированное сообщение о событии, происходящем в рамках города, как правило, зрелище или собрании. В отличие от объявления для афиши характерна письменная детализация. Объявление как в письменном, так и устном вариантах обязано быть кратким, спрессованным. Информационная структура афиши значительно сложнее и разветвленнее. Так, афиши о гладиаторских боях, как правило, включали информацию об устроителе игр, времени состязаний, имена сражающихся в каждой паре, а также свернутые сведения, позволяющие взвесить шансы противников: школы, из которых вышли гладиаторы; число поединков, в которых гладиатор принимал участие. В некоторых случаях эти тексты подкреплялись изображением сражающихся гладиаторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: