Дагерротипия был единственным способом получения фотографических изображений до изобретения в 1851 г. мокрого коллодионного процесса

Уже в 1864-1866 гг. в Санкт-Петербурге выходит специализированный журнал «Фотограф». Именно на страницах фотопериодики появляются первые рекламные фотоснимки. Журнал одним из первых освоил цинкографский способ воспроизведения фотографического изображения, осуществляемый посредством пересъемки фотооригинала через сетку-растр и изготовления клише по полученному негативу.

Этот способ, открытый под наименованием автотипии в 1882 г., начал применяться в России с 1885 г. Наиболее активными популяризаторами всего, что связано с фотографией, были специализированные фотожурналы, которых на рубеже веков насчитывалось в России около десятка. Ранее всех печатать фоторекламу начал московский журнал «Фотографическое обозрение» (1895-1903), а затем «Вестник фотографии» (1908-1918).

В первом номере «Фотографического обозрения» за 1898 г. помещено три рекламных текста с фотоиллюстрациями. На одной из страниц помещено фото семейства из шести человек, пьющего чай в саду. Подпись: «Снято аппаратом «Ruby» фабрики Торнтона - Пикарда» и также дан адрес. На нижней половине этой же страницы помещена самореклама журнала, сопровожденная небольшим фотопортретом.

Первая фотореклама, опубликованная в журнале «Вестник фотографии», появилась в самом начале его издания. Этот снимок запечатлел золотую медаль, присужденную московской фотографической студии на Кузнецком мосту «Паола» за художественные портреты на Всемирной выставке в Турине. Фотоиллюстрация и здесь носит подчиненный характер по отношению к вербальной части сообщения.

Большая заслуга в развитии фоторекламы принадлежит фотомастеру (фотограф-иллюстратор) Карлу Булле, обрусевшему немцу. Одной из его работ, которую сохранил его сын – фотомастер Виктор Булла, является полномерное, документальное изображение автомобиля марки «Packard». Сюжет другой работы Буллы – рекламный грузовик: акционерное общество «Русский Рено» тоже сопровождало свои предложения о продаже машин их документальными снимками «во весь рост».

Опыт «родственного» фотографии искусства кино сильно воздействовал на конструкцию фотокадра в рекламе. Первоначально его заполнял сам рекламируемый предмет без всяких дополнительных украшений. Однако динамика киноэкрана проникает в фотомастерские: статичная композиция сменяется сюжетностью, в рамки кадра все увереннее включаются натюрморты, пейзажи, действующие люди.

В 1909 г. К. Булла создает товарищество «Аполлон» для производства хроникальных и видовых кинофильмов. За два года здесь было выпущено около сорока кинокартин. В это время создаются полностью рекламные кинофильмы. Они не сохранились до нашего времени, но есть информация о рекламировавшихся объектах. Один из фильмов именовался «Производство мыла на фабрике Брокаръ», два фильма посвящены производству папиросных гильз в Киеве и Москве на фабриках А. Катыка, а также сохранился текст развернутой киносценки, демонстрирующей высочайшее качество услуг в столичной парикмахерской Густава.

В 1898 г. было положено начало так называемому «экпортно-импортному фотографированию», применявшемуся на сельскохозяйственных и промышленных выставках, как внутрироссийских, так и международных. Этот вид фотографии может быть отнесен к рекламе, поскольку он предполагает демонстрацию потенциальному покупателю или заинтересованным в сбыте того или иного товара лицам предметов экспортно-импортной торговли – некий прообраз фотографирования для промышленных и продовольственных внешнеторговых каталогов.

К началу 20 в. появился принципиально новый вид фоторекламы – брошюры, буклеты и каталоги с использованием фотоиллюстраций. Одной из первых была выпущенная отдельной книжечкой реклама фотокамеры «Видоискатель», сопровожденная фотографиями этой камеры и ставшая бесплатным приложением к апрельскому номеру журнала «Вестник фотографии» за 1911 г.

В дальнейшем же фотографические иллюстрации стали появляться и в коммерческой литературе каталожного типа. Например, в рекламного характера сборнике «Путеводитель по Москве» в 1913 г. были напечатаны три довольно выразительные фотографии, изображавшие внутренне убранство и наружное великолепие московского ресторана «Яр». Здесь же указывались адрес ресторана и часы его работы. Сопровождала материал статья, посвященная архитектурным новинкам Москвы. Так что это был своего рода каталог, «закамуфлированный» под сборник общепознавательного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: