Фирменный знак в России на рубеже веков

Исходный образ фабричной марки

Упорядочение процесса выделения фабричных марок и фирменных знаков из общей совокупности владельческих и ремесленнических обозначений в России происходит, начиная с послепетровского времени вплоть до окончания 19 в., не намного отличаясь от аналогичных процессов в западноевропейских странах. Царским указом 1731 г. фабрикантам предписывалось на каждый кусок парусного полотна помещать заводское клеймо. Указом 1744 г. это правило было распространено и на другие товары. Так формируется исходный образ фабричной марки, первоначально имевший преимущественно фискальную и различительную функции, еще не преследовавший рекламных целей.

Товарные знаки

В середине 19 в. подобное положение существенно меняется и не без влияния со стороны аналогичных процессов в Западной Европе. Иностранные промышленники и коммерсанты, обосновываясь в России, культивировали свои фабричные марки, эмблемы которых сформировались в знаки из гербов.

В России геральдическая традиция сформировалась на несколько столетий позже. Ее истоком является деятельность Геральдической палаты, созданной в 1722 г. Купеческое сословие следовало в создании своих отличительных символов не столько собственно геральдической, сколько исконной народной традиции владельческих и магических знаков: крестов, монограмм, чем было несложно отмечать первоначальные таможенные клейма.

Положение изменилось после учреждения Патентной службы в России в 1823 г. Теперь требовалось наличие веских отличительных особенностей одного фабричного символа от других, хотя это условие патентного нормирования на практике соблюдалось не всегда. Наиболее приемлемым в российских условиях оказалось использование в качестве фирменного знака фамилии предпринимателя в специфическом начертании, того, что в наши дни именуется логотипом. Нередко без каких-либо графических изменений логотип вывески повторялся в других ситуациях, требующих фирменной маркировки: на упаковках, этикетках, бланках, счетах предприятия.

В 1883 г. была принята Парижская конвенция об охране промышленной собственности, которая уже законодательно выделила торговые знаки из общего понятия клейм и наделила их правовыми гарантиями. На базе этой конвенции в 1896 г. издан соответствующий закон в России, действовавший до 1917 г.

Свидетельства на торговый знак выдавал Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов за приличную пошлину. Охранное свидетельство было действительно от одного года до десяти лет. Далее требовалась перерегистрация. Такое ужесточение порядка привело к появлению частных патентных бюро, которые готовили документы для предоставления в Департамент и проверяли правомерность поступивших заявок и эскизов на неповторимость облика товарного знака.

Существенной составляющей фабричных марок и торговых знаков этого периода явилась их уснащенность медалями и оттисками государственного герба. Так фиксировались премиальные места, полученные на международных и всероссийских выставках товаров и лучше иных рекламных придумок свидетельствовавшие о качестве предлагаемой продукции. В этих случаях герб полагалось фиксировать золотым, но только в том случае, если победа заслужена на российском смотре или той международной выставке, в которой Россия была официальным участником.

С другой стороны, право изображать государственный герб (черного цвета) на своей рекламе получали поставщики двора Его Императорского Величества при соблюдении строгих правил (служение двору не менее 8-10 лет, поставки на значительные суммы, добросовестность, трудолюбие).

Конкуренция за это высочайшее утвержденное право была острейшей, и тем оперативнее на маркировке товаров и его упаковке фиксировался долгожданный черный имперский орел.

Упаковка как товарный знак

Развитие упаковок различных товаров эволюционирует от преимущественно предохранительных, жестко утилитарных к обретению разнообразных рекламных и эстетических функций. И в этой роли упаковка иногда может выступать видом фабричной марки или торгового знака. В России одним из первых подобную миссию в 18 в. приняли на себя аптекарские коробки. Эта их роль подтверждалась следующими признаками: стандартной величиной применительно к типам препаратов, обозначением торговой марки или ее прообраза на поверхности и краткой рекламной сентенцией. Затем рекламную упаковку, снабженную логотипом фирмы, широко использовали производители дорогих кондитерских изделий.

Особенно усовершенствовалось производство упаковочной продукции в России в середине 19 в. Оно внедрилось в производство бутылочной тары. В «Положении о стеклянной посуде 1852 г.» говорилось: «Заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию, хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки». Нередко бутылка несла на себе и рельефное изображение полученных на выставках и ярмарках наград. На исходе 19 в. появляются фигурные флаконы и бутылки, например в виде бюста генерала Скобелева с пробкой – портретом Марии Федоровны.

В 1880-е годы в России было налажено производство металлических коробок для упаковки. Их богатые рекламные возможности определило изобретение металлохромии, т.е. цветного тиснения по жести, чем немедленно воспользовались кондитерские фабрики и чаеторговцы. В начале 20 в. в русских столицах насчитывалось около десятка специализированных заведений по производству упаковки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: