Плакатная реклама в России на рубеже 19-20 веков

Известная исследовательница российского плаката Н.И. Бабурина обнаруживает его связь с лубочными традициями и книжно-журнальной профессиональной графикой. На становление плаката как рекламного жанра оказали влияние, с одной стороны, живописная вывеска, а с другой – информационные литографические афиши.

Активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается в последней четверти 19 в. Весь массив плакатной рекламы можно разделить на три основных потока:

- торгово-промышленный;

- социально-политический;

- посвященный духовным и культурным запросам общества – зрелищам, выставкам, книгам.

Торгово-промышленный плакат

До конца 19 в. в этой сфере плакатного творчества не было выдающихся образцов. Характерная стилистика – документальное, натуралистическое изображение самих предметов. Позже ситуация меняется.

Высокую плакатно-рекламную активность на рубеже веков проявляют предприниматели русско-французского товарищества «Проводник» (резиновые изделия), производители тканей, кондитерские заведения «Сиу и Ко», «Эйнемъ», «Абрикосов и сыновья», парфюмерные фабрики «Брокаръ и Ко», «А.М. Жуковъ», изготовители напитков и табачных изделий.

В эти годы реклама плакатного типа широко размещалась на транспорте, как общественном (трамваях), так и личном – появившихся деловых автомобилях, грузовых фурах и т.п. Так, реклама размещалась в виде щита на крыше трамвая, листовок, расклеенных на внешних и внутренних стенах вагонов, на оборотной стороне билета.

Существенный творческий стимул работе российских плакатистов дала Международная выставка художественных афиш, состоявшаяся в 1897 г. под покровительством Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Здесь было представлено более 700 произведений художников из 13 стран. От России имелось всего 28 работ, в том числе В. Тима, И. Порфирова, П. Никитина и др. В основном это были столичные мастера, которые впоследствии, с начала 1900-х годов, вошли в Санкт-Петербургское общество художников.

Их творчество содействовало не столько сугубо коммерческим, сколько духовным и социально-политическим запросам общества. В конце 1890-х годов тематикой плакатов стали книготорговля, театр, разнообразные – промышленно-торговые, сельскохозяйственные и художественные – выставки.

По мнению ряда исследователей, российская зрелищная реклама в конце 19 в. эволюционировала от афиши к плакату: это движение от небольших иллюстраций, которые сопровождают обстоятельный вербальный текст к изображению, где вербальное сопровождение имеет подчиненный характер.

Киноплакат

Освоение кинематографии активно началось в России с начала 20 в. В 1908 г. в киноателье Александра Дранкова был выпущен в прокат один из первых российских короткометражных игровых художественных немых фильмов «Стенька Разин, или Понизовая вольница».

В богатый набор жанровых разновидностей вошел еще один – киноплакат. Его специфика вскоре заявила о себе изобразительной экспрессией. Сердцевиной киноплаката стал кинокадр, наиболее выигрышный с точки зрения динамики визуального восприятия. Именно в мастерстве киноплаката осознаются широкие возможности использования фотографии в рекламных целях. Технологическое родство фотографии и кинематографии делало органичным включение увеличенных фотографий с отдельных кадров в плакатный сюжет. Наступал «золотой век» фоторекламы в России, приходящийся на годы НЭПа (1921–1929 гг.).

Социально-политический плакат

Бурное развитие социально-политического направления плакатной рекламы приходится на годы первой мировой войны и следовавших за ней революционных переворотов. Однако в последнем десятилетии 19 в. уже обнаруживается прообраз этого направления – плакат благотворительных обществ, собраний, различных мероприятий, посвященных филантропическим целям. Таков, например, плакат Л. Бакста от 1899 г., приглашающий на «Большой благотворительный базар кукол». Или его же художественные открытые письма Красного Креста от 1904 г.

Значительное количество красочных плакатов издавалось к таким благотворительным акциям, как «День Белого цветка» или «День ржаного колоса». Они начали производиться в 10-е годы 20 в. В эти дни многочисленные добровольные помощники социальных служб выходили на улицы, посещали публичные места, магазины и клубы с цветком в одной руке и кружкой для сбора пожертвований в другой. Каждому жертвователю вручался заготовленный цветок как знак признательности. Популярность таких филантропических акций была велика и финансовый результат значителен.

Русско-японская война 1904-1905 годов дала повод для издания плакатов патриотического содержания, однако их количество было относительно невелико. В период Первой мировой войны данная тематика оттеснила на второй план иную рекламную продукцию, подчиняясь универсальному девизу «Все для фронта, все для победы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: