(для здоровья)
(фабрики в Берлине, главная торговля для России в Санкт-Петербурге, на углу Невского и Николаевской улицы, дом №71-2).
Пиво это, обладая весьма тонким сладким солодовым вкусом, составляет любимый столовый напиток всех кланов общества, оно питает, укрепляет вследствие своих отличных свойств, приятности и полезности.
Концессионировано Правительствами: Императорско-Российским, Германско-Прусским, Австралийским, Английским, Французским, Голландским, Румынским, Греческим, а также Соединенными Северо и Южно-Американскими штатами.
Патентованный поставщик Е.В. Императора Германского: короля Прусского, многих Князей и Принцев, пожалованный знаками отличия: Королевско-прусским Орденом Короны; дипломом Koролевско-Прусского комиссион-советника с государственной печатью; золотым с короною крестом за заслуги, собственноручно пожалованные Е.В. Императором Австрийским за отличные достоинства Мальц - экстрактного пива Иоганна Гофа и пр.
Удостоенный поставки ко дворам:.
Его величества Императора Всероссийского и Его Императорского Величества Великого князя Константина Николаевича и пр.
Иоганн Гофф
Формирование престижного образа – наиболее эксплуатируемый принцип в тактике рекламы 1860-1880-х годов. Очевидно, такого рода аргументы оказывались намного действеннее, чем прагматические доводы в обществе, где сословные границы были еще незыблемы. Пройдет полтора – два десятка лет, и содержательные грани рекламы, в том числе и престижной, воплотятся в других разнообразных вариантах, соответствующих внутренней энергетике массового ежедневного издания.
Важной приметой рекламного менеджмента 1860-1880-х годов стало появление бесплатных листков объявлений. Как явление абсолютно новое для российской практики, оно требовало большой информационной поддержки. Издатели первых бесплатных листков объявлений широко используют уже сложившийся к тому времени прием – публикацию программных документов. Задачи «раскругки» этого бизнеса выводят издателей к диалоговым формам.
Не всегда этот опыт был удачен. Первый московский бесплатный «Торговый листок» (1866-1867) - это драма несостоявшегося диалога. Инициатор - издатель и глава торгового дома М.К. Курганов - человек образованный, интеллигентный, заражен идеями экономического процветания России.
Все логично и благородно в его программе, подробно изложенной в нулевом номере «Торгового листка». Возглавляемый им торговый дом «хочет занять место посредника, входя в сделки с производителем и фабрикантами, а также розничными торговцами, продавая последние, без всякой надбавки против фабричной цены».
Но эта задача осуществима лишь при наличии сети торговых агентов. Роль коллективного агента отводилась и газете, «которая бы следила за движением нашей торговли, за спросом на различные продукты и фабрикаты в различных местах и за ценами на них, как на русских, так и, по возможности, на всех главных рынках Европы».
Столь же скрупулезно издатель излагает организационную сторону начинаемого им предприятия. Предполагалось, что «Торговый листок» будет выходить ежедневно (кроме некоторых праздничных дней), печататься в количестве 5.000 экземпляров и раздаваться даром на следующих пунктах: в Гостином дворе, на Кузнецком мосту, у Тверских ворот, на Смоленском рынке, на Москворецком мосту, у Покровских ворот. Утром с 11 до 2-х часов».
Внятно излагается финансовый механизм издательского дела. Раздаваясь бесплатно,
«Торговый листок», конечно, должен покрывать все свои издержки платой за объявления. Печатать же объявление в «Торговом листке» для публики представляет довольно большое удобство. Ибо «Торговый Листок» - газета не по подписке, а бесплатная, которая непременно будет роздана в количестве 5.000 экземпляров в самых людных местах Москвы. Следственно, печатая свое объявление в «Торговом листке», Вы можете быть уверены, что оно непременно прочтется. «Торговый листок» представляет в этом отношении все удобства отдельных афиш: печатается в довольно большом количестве экземпляров и раздается даром.
Общественная реакция на нулевой номер побуждает издателя построить статью от редактора в первом номере в диалоговом режиме:
Все новое невольно возбуждает любопытство. Наша газета, конечно, тоже подвергается этой участи. Вопросы: «что такое «Торгавый листок?», «к чему такая газета?», «какая ее цель?», «будет ли это что-нибудь серьезное?», «не пуф ли это?» - все эти вопросы непременно будут задаваться и раздаваться, тем более, что наша газета – дело в Москве неслыханное и небывалое: газета бесплатная.
Подобное недоверие ко всему новому М.К Курганов пытается преодолеть арифметикой на наглядном бытовом уровне: «Торговый листок раздается бесплатно. Это пункт довольно важный. В силу его наши читатели лишены всякого права заявлять относительно нас какие-либо требования. Угодно - читайте, не угодно - нет – денег за газету с вас никто не берет».
Однако рекламодателя привлекает не только честность в намерениях издателей, но и эффективность вложенных денег. А дела у издания явно шли неважно. Искренность и открытость издателя не всегда шли ему на пользу, опубликовавшему, в часттности, скандальную информацию о недобросовестности разносчиков, которые продавали бесплатную газету в лавочки как оберточную бумагу.
Оптимизм издателя уже к октябрю заметно иссякает:
Нам не хочется расстаться с мыслью, что «Торговый листок» - издание небесполезное, а потому и имеющее право на успех... Однако, успех этот очень медлен, кто тут виноват? Публикации или наши разносчики? Вероятно, все. Толковать постоянно, что печатать у нас объявления для публики представляет большое удобство - дело весьма скучное и притом не совсем деликатное - отзывается с каким-то зазывом. Вот почему мы публику оставляем в покое навсегда: не поймет - делать нечего! Людям и не от таких предприятий приходилось отказываться, не смотря на всю их полезность.
Рекламной информации едва хватает на две трети полосы. К концу 1866 г. заявленная периодичность не выдерживается и в феврале 1867 г. «Торговый листок» прекращает существование.
Более удачливы издатели, сумевшие оценить неизбежные повторы в обращениях к публике не как навязчивость, а как необходимый элемент рекламных коммуникаций, отыскать более гибкие формы адаптации своего бизнеса к сложившимся традициям.
В течение пяти-десяти лет бесплатные листки объявлений становятся неотъемлемой частью рекламного процесса. В библиографическом справочнике русской периодической печати Н.М. Лисовского в период с 1861 по 1900 г. зарегистрировано 52 таких издания.
Еще одна характерная особенность пореформенной журналистики - расширение количества и типов изданий, предназначенных для малообразованной аудитории. Таковым стал ранее упоминавшийся «Петербургский листок». Задуманный как «газета городской жизни и литературная», он фактически (на 80%) заполнялся объявлениями.
Приманкой редакции было право для подписчиков печатать бесплатно шесть объявлений в год. В редакционных статьях эта газета регулярно публиковала полезную информацию для среднего потребителя. Например, в № 17 за 10 апреля 1864 г. читаем о дешевых кухмистерских:
При нынешней всеобщей дороговизне, начинающей доходить в Петербурге до чудовищных размеров, в маломальском ресторане, да еще с иноземным именем, за кусок говядины, даже не всегда удовлетворительного качества, берут с вас - шутка сказать, полтинник! И это делается весьма хладнокровно, будто и в самом деле так следует. Скажем, кофе - 20 и 30 коп., стакан очень плохого чаю - 15 и 20 коn.! Вот почему открытие дешевых заведений должно радовать и заслуживать поощрения в многолюдной столице, где не один десяток тысяч недостаточного и образованного класса нередко затрудняется в пропитании... (Здесь) порция сносного кушанья - 10 коп., и стакан приличного чая или кофе - 5 коп. Эти цены такие, дешевле которых трудно уже и требовать.
Очень удачны публикации, направленные на борьбу с мошенничеством. В частности, в № 5 за 22 марта 1864 г. «Петербургский листок» предупреждает читателей о подделках под латиноамериканские сигары и предлагает перечень магазинов, где можно приобрести фирменный товар.
О несомненной популярности издания среди «простых» людей свидетельствует устойчивый рост его тиражей. В 1867 г. данную нишу изданий для простонародья пополнила «Петербургская газета», ставшая долговременным конкурентом «Петербургского листка» не только в борьбе за читателей, но и в борьбе за рекламодателей. В начале 80-х годов эту типологическую про слойку прессы пополнил и «Московский листок» (1881-1917).
Здесь в ориентации на специфику аудитории публиковались объявления, связанные с поиском работы, предложения о продаже строительного оборудования и хозяйственных товаров. Предлагаются инструменты и материалы для различных деловых целей: трубы, цемент, железо и т.п. Встречались также призывы благотворительного характера. Основатель и постоянный владелец этой газеты Н.И. Пастухов сам происходил из крестьян, скопил деньги, работая кабатчиком, и прекрасно ориентировался во вкусах и запросах своей целевой аудитории. Отсюда и грамотная рекламная политика этого издания, и его значительная популярность.