Как видим, в рекламу рубежа веков все настойчивее и изобретательнее включаются суггестивные приемы, нередко перетекающие в прямой обман потребителей. В соответствии с правительственными распоряжениями при рекламировании медицинских препаратов требовалось принести в редакцию заверенный специалистами сертификат. Правила провозглашались, но не исполнялись. В том числе и редакцией «Нового времени». Судить об этом можно, например, по многоплановому розыгрышу потребителей крема «Ренессанс».
Здесь задействована и историческая интрига: оказывается, «обаятельный цвет лица королевы Марии Антуанеты… был результатом употребления сложного косметического средства. Лейб-медик красавицы-королевы Дюшар оставил своим наследникам разоблачение этой тайны, которое и воплощено в предложенном россиянам креме «Ренессанс». «После некоторого времени применения этого средства, не только кожа приобретает естественный чудный цвет, но и грудь приобретает здоровую полноту... все морщины, шероховатости кожи, угри, прыщи, веснушки исчезают бесследно», и дамы, употребляющие этот крем «скоро и легко приобретают утраченную молодость и кажутся на 10, а в некоторых случаях на 25 лет моложе своего возраста».
|
|
Примечательно, что пробная баночка предлагалась бесплатно, - свидетельство расширения приемов воздействия на потребителя, внедрения и на российский рынок опыта премиальной торговли.
Несколько более строгих нормативов в рекламировании придерживалась газета «Русские ведомости». Она начала выходить в 1863 Г., но приметным либеральным органом стала лишь через полтора десятилетия. В этом издании принимала активное участие профессура Московского университета. Долгое время ее успешно редактировал профессор В.М. Соболевский. На рубеже веков тираж «Русских ведомостей» составил 40 тыс. экземпляров.
Здесь больше трети всех объявлений относились к интеллектуальной сфере деятельности. «Это и тексты с перечислениями и описаниями новых изданий, и объявления от различных учебных заведений, и уведомления о заседании научных обществ». В отличие от других газет, редакция применяла четкую тематическую систематизацию объявлений под рубриками: «Прислуга», «Врачи и лечебницы», «Квартиры, помещения и дачи», «Уроки и занятия».
Откликалось это «профессорское» издание и на запросы обыкновенных смертных.
Например, нетривиально и элегантно выглядит на первой полосе «Русских ведомостей» 18 марта 1890 г. реклама знаменитого виноторговца П. Смирнова. Квадрат с текстом помещен в центре полосы на широко обрамляющем его белом фоне. Этот прием изобразительно поданного контраста, нередкий в наши дни, для газет 1890-х годов - исключение, конечно же, доступное лишь самым богатым клиентам.
|
|
Удачно сформирован и рекламный образ магазина женского белья французской фирмы «Море». Фирменный знак представлен как белый куб с изящно прочерченными гранями, на одном из которых вензель, на другом лаконичный адрес магазина. Здесь, так же, как в «Новом времени» на рубеже веков иллюстрирование рекламы становится все более разнообразным и изобретательным.
По контрасту с относительно сдержанным стилем рекламы в «профессорской» газете в параллельно выходящих с ней «Биржевых ведомостях» соседствовали весьма разнотипные рекламные образцы. В объявлении о подписке на 1888 год газета характеризовала себя так: «Публикации «Биржевых ведомостей» получают самое широкое распространение в состоятельных кругах общества, обладающих хорошими денежными средствами». Другими словами, аудиторию составляли новоявленные банковские работники, финансовые служащие, купцы и предприниматели. Их отношение к рекламе было профессионально требовательным.
Чтобы возможно более полно удовлетворить подобные запросы, газета имела два выпуска: утренний и вечерний. Первый публиковал преимущественно биржевые новости, финансовые балансы респектабельных фирм и т.п. А вот вечерний выпуск стремился развлекать, веселить, разнообразить виды рекламных текстов. Зачастую обращения рифмуются, публикуются «благодарности» от счастливых обладателей недавно купленного товара, а также «рекомендации» специалистов, ратующих за исключительную ценность того или иного продукта.
Текст рекламного объявления включает вербальные резервы завлечения публики. Нередкими в его структуре становятся призывы «Новость!», «Стой!», «Сенсация», «Распродажа». Аргументация содержит все известные современные способы рекламного увещевания: псевдонаучность, авторитетные свидетельства, мнение «одного из нас», эффект чуда и т.п. Установка на сенсацию нередко соседствует с обманом. Происхождение его может быть самым разным. От объективной ограниченности знаний до прямого мошенничества.
Например, под заголовком «Моя подруга» в цикле самодельных стихотворений прославляется уже упоминавшаяся нами ранее фирма по производству гильз для папирос «Катыка и К». Приведем небольшой отрывок: