РАЗДЕЛ 7
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Принципы проектирования структуры управления. Властные полномочия (линейные и штабные), командная цепочка, ответственность и делегирование. Разделение труда и специализация. Централизация и децентрализация. Этапы создания структуры организации. Понятие департаментализации.
Виды организационных структур управления. Бюрократические и адаптивные структуры. Характеристики рациональной бюрократии по М. Веберу. Функциональные и дивизиональные структуры. Стратегия несвязанной диверсификации (холдинги). Матричная структура. Проектная организация.
Сетевые межфирменные структуры. Аутсорсинг. Виртуальные предприятия. Механистические и органические структуры. Реинжиниринг бизнес-процессов.
Жизненный цикл организации. Стадии жизненного цикла: рождение, юность, средний возраст, зрелость, старение, упадок. Обновление (перестройка) бизнеса. Типы организаций. Классификация организационно-правовых форм.
|
|
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация (функция) - это процесс создания структуры предприятия (organization), которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Структура определяется стратегией организации.
Под организацией понимается, прежде всего, размещение и использование организационных ресурсов для достижения стратегических целей компании, выражающееся в разделении труда на уровне подразделений, отделов и видов деятельности, формирование структуры власти и механизмов координирования выполнения разнообразных задач.
Принцип организации («как делать») - это продолжение стратегии («что делать»). Организационная структура - инструмент менеджмента, используемый для управления ресурсами в процессе выполнения задач. Она определяется как:
1) комплекс формальных задач, назначаемых сотрудникам и подразделениям;
2) взаимоотношение формальной подотчетности, включая линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости;
3) разработку систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.
Комплекс формальных задач и взаимоотношений формальной подотчетности определяет структуру вертикального организационного контроля.
Важный аспект организации как функции менеджмента – построение организации, что предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего ее эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.
|
|
Организация как функция менеджмента обеспечивает также упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой деятельности любого предприятия. Функция организации нацелена на регламентацию деятельности менеджеров и исполнителей. Организация предусматривает наличие ответственности и полномочий, а также возможности их делегировать.
Характеристики вертикальной структуры обычно отражаются на организационной схеме (схеме организационной структуры).