Основы организации

РАЗДЕЛ 7

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Принципы проектирования структуры управления. Властные полномочия (линейные и штабные), командная цепочка, ответственность и делегирование. Разделение труда и специализация. Централизация и децентрализация. Этапы создания структуры организации. Понятие департаментализации.

Виды организационных структур управления. Бюрократические и адаптивные структуры. Характеристики рациональной бюрократии по М. Веберу. Функциональные и дивизиональные структуры. Стратегия несвязанной диверсификации (холдинги). Матричная структура. Проектная организация.

Сетевые межфирменные структуры. Аутсорсинг. Виртуальные предприятия. Механистические и органические структуры. Реинжиниринг бизнес-процессов.

Жизненный цикл организации. Стадии жизненного цикла: рождение, юность, средний возраст, зрелость, старение, упадок. Обновление (перестройка) бизнеса. Типы организаций. Классификация организационно-правовых форм.


ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация (функция) - это процесс создания структуры предприятия (organization), которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Структура определяется стратегией организации.

Под организацией понимается, прежде всего, размещение и использование организационных ресурсов для достижения стратегических целей компании, выражающееся в разделении труда на уровне подразделений, отделов и видов деятельности, формирование структуры власти и механизмов координирования выполнения разнообразных задач.

Принцип организации («как делать») - это продолжение стратегии («что делать»). Организационная структура - инструмент менеджмента, используемый для управления ресурсами в процессе выполнения задач. Она определяется как:

1) комплекс формальных задач, назначаемых сотрудникам и подразделениям;

2) взаимоотношение формальной подотчетности, включая линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости;

3) разработку систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.

Комплекс формальных задач и взаимоотношений формальной подотчетности определяет структуру вертикального организационного контроля.

Важный аспект организации как функции менеджмента – построение организации, что предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего ее эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.

Организация как функция менеджмента обеспечивает также упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой деятельности любого предприятия. Функция организации нацелена на регламентацию деятельности менеджеров и исполнителей. Организация предусматривает наличие ответственности и полномочий, а также возможности их делегировать.

Характеристики вертикальной структуры обычно отражаются на организационной схеме (схеме организационной структуры).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: