Место курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Дисциплина «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование», модуль «Дисциплины предметной подготовки», профиль «Психология и педагогика начального образования».

Курс «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» изучается во втором семестре (на дневной и заочной форме обучения) после освоения студентами дисциплины «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», составляющей психологическую основу общепедагогической подготовки.

Изучение курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» осуществляется одновременно с изучением дисциплин «Теории обучения и воспитания», «Истории педагогики и образования» и завершается экзаменом.

1.2. Целью освоения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» является развитие научного педагогического мышления студентов на основе анализа, обобщения и систематизации знаний о закономерностях воспитания и развития детей младшего школьного возраста, о содержании, формах и методах организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

- о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов;

- о современных теориях и технологиях начального образования;

- о содержании и специфике процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

2) Развивающая функция: формирование у студентов опыта учебно-познавательной деятельности, необходимого для освоения комплекса педагогических наук:

- развитие культуры педагогического мышления, обеспечивающей осознанное овладение совокупностью знаний для ответственного и качественного выполнения профессиональных задач учителя начальной школы;

- формирование целевой и мотивационной основы профессионального психолого-педагогического образования и самообразования;

- вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодействия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с учебно-научной информацией.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:

- общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;

- меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;

- осознание социальной и личностной значимости и творческого потенциала будущей профессии;

- иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»:

Студент должен иметь необходимые для изучения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» представления:

- о половозрастных особенностях и условиях развития (формирования, социализации, образования) личности;

- о деятельности, общении, коллективе (группе).

1.5. Ожидаемые результаты:

Студент, выполнивший учебную программу курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования», должен:

иметь представление:

- об особенностях развития детей младшего школьного возраста;

- об особенностях организации педагогического процесса в начальной школе;

- о требованиях, предъявляемых к учителю начальной школы.

знать:

- сущность и особенности процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, закономерности и принципы их осуществления;

- методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- современные системы образования и технологии воспитательной работы с младшими школьниками;

- методы диагностики образовательной и воспитательной деятельности в начальной школе.

уметь:

- применять психолого-педагогические знания в процессе изучения особенностей детей младшего школьного возраста (понимать их интересы и потребности, формировать их индивидуальность, творческие способности в атмосфере заботы, доброты, бодрости оптимизма);

- рационально выбирать формы, методы и средства обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

- реализовать на практике свои представления о современных концепциях и теориях обучения и воспитания учащихся начальной школы.

владеть:

- методами осуществления психолого-педагогической диагностики образовательно-воспитательной деятельности учителя начальной школы;

- технологиями образования младших школьников.

1.6. Вклад дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

1.6.1. Процесс изучения дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» направлен на формирование и развитие следующей общекультурной компетенции (ОК):

- способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

1.6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

компетенциями общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);

- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).

компетенциямив педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

- готовность во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);

- готовность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

- способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:

- Принцип целостного отражения в содержании педагогического образования задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.

- Принцип соответствия содержания общепедагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.

- Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, психологии, философии, социологии, кибернетики и др.) и образовательной практики.

- Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

- Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.

- Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.

- Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: