Организация и содержание

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа включает:

- работу с рекомендованной и самостоятельно подобранной литературой по темам и разделам курса;

- конспектирование источников;

- выполнение творческих заданий;

- составление обзора публикаций и Интернет-ресурсов по темам;

- составление глоссария;

- подготовку устных сообщений, докладов;

- саморефлексию студента и составление самоотчета об освоении им программы дисциплины.

Задания для самостоятельной работы по курсу «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» ориентированы на развитие умений:

- работать с педагогической литературой теоретического характера и нормативными документами;

- анализировать и интерпретировать результаты педагогических исследований;

- планировать и реализовывать мини-исследования.

Виды самостоятельной работы студентов:

- разработка и составление словаря (глоссария);

- изучение нормативных документов и литературы по теме;

- составление конспектов, опорных таблиц по теме;

- подготовка устного сообщения для выступления на практическом занятии

- составление аннотированного списка и обзора публикаций и Интернет-ресурсов по теме;

- подбор диагностических методик;

- подготовка к участию в педагогических дебатах

- анализ учебных программ в начальной школе;

- разработка конспектов фрагментов урока / внеклассного мероприятия с обоснованием;

- разработка творческих заданий с использованием информационных технологий (создание мультимедийной презентации, разработка электронного теста, создание баз данных и т.д.)


Планирование самостоятельной работы по дисциплине

«Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Дневное / заочное отделение

№ п/п Тема занятия Количество часов Содержание самостоятельной работы Формы контроля СРС
Всего Аудит. занятий Сам-ной работы
  Проблемы модернизации начального образования   2/1 4/5 1. Составить глоссарий, включающий основные понятия темы. Дополнение словаря предусмотрено на протяжении изучения всего курса. 2. Написать эссе на тему «Наша новая школа» Проверка выполненного задания преподавателем
  Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов   2/– 5/7 1. Подготовить сообщения по вопросам: 1.1. Роль профессии учителя начальных классов в современном обществе, ее особенности. 1.2. Функции учителя начальной школы. 1.3. Профессиональные и личностные качества учителя начальных классов. 2. Изучить литературу по теме и составить конспект «Аттестация учителей начальной школы» Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии
  Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника.   2/– 5/7 1. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений: 1.1. Психолого-педагогические доминанты развития младшего школьника. 1.2. Трудности, встречающиеся в психологической адаптации младших школьников. 1.3. Основные психические новообразования младшего школьника. 1.4. Основные новообразования в личностной сфере младшего школьника. 1.5. Социализация личности, факторы, влияющие на социализацию личности младшего школьника. 2. Составить сравнительную характеристику психолого-педагогических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обсуждение вопросов на практическом занятии
  Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе   2/1 4/5 - Составить опорный конспект по теме. - Охарактеризовать технологии и модели обучения основам здорового образа жизни детей младшего школьного возраста. Заполнить таблицу «Характеристика программ обучения основам здорового образа жизни» Проверка выполненного задания преподавателем
  Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы   2/1 5/6 1. Подготовить сообщения по вопросам: 1.1 Модели взаимодействия в образовательном процессе в начальной школе. 1.2. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика, стили педагогического общения (по К. Левину, М. Талену), оптимальный стиль общения. 1.3. Организация взаимодействия семьи и школы (проблемы семейного воспитания, психолого-педагогическая поддержка семьи и формы руководства семейным воспитанием). 2. Составить конспект «Формы педагогического руководства семейным воспитанием». Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии
  Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте   2/1 5/6 1. Подготовить сообщения по вопросам: 1.1 Понятия «учебная деятельность», «мотив», «мотивация». 1.2. Основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте, их характеристика (внешние, игровые, позиционные, социальные, учебные мотивы, мотивы получения оценки и др.) 1.3. Условия формирования мотивов в младшем школьном возрасте. 1.4. Стимулирование учебной деятельности младших школьников. 2. Составить опорный конспект «Правила стимулирования учебной деятельности». 3. Составить аннотированный список литературы и Интернет-ресурсов по теме (не менее 3-х источников). Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии
  Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся   4/1 6/9 1. Подготовить сообщения по вопросам: 1.1. Оценивание как компонент учебной деятельности: «оценка» и «отметка», цель и предмет оценочной деятельности учителя. 1.2. Роль и функции отметок в традиционной системе оценивания. Правила и критерии оценивания учебной деятельности младших школьников. 1.3. Особенности безотметочной системы обучения в начальной школе. 1.4. Портфолио ученика как форма оценивания учебных достижений учащихся. 1.5. Электронный дневник и электронный журнал успеваемости учащихся. 2. Подготовить варианты портфолио для учащихся начальной школы. 3. Подготовить мультимедийную презентацию «Электронные дневники в школах». Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии Выставка работ студентов
  Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы   4/1 8/11 1. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений: 1.1. Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в начальной школе (государственный образовательный стандарт, учебный план, учебные программы). 1.2. Учебно-методические комплекты для начальной школы: система развивающего обучения Л.В. Занкова; система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; традиционная система обучения: «Школа 2000–2100 (под ред. А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова), «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой), «Начальная школа 21 века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой). 2. Составить опорный конспект (схему) «Основные классификации методов обучения и воспитания». 3. Проанализировать учебные программы в начальной школе (традиционная система, альтернативные программы) и заполнить сравнительную таблицу «Обзор программ для начальной школы» 4. Подобрать педагогические ситуации с целью выбора оптимальных методов воспитания. Решение ситуаций проводится по подгруппам на семинарском занятии. Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии
  Формы организации обучения и воспитания младших школьников   2/– 8/10 1. Подготовить сообщения по вопросам: 1.1. Разнообразие форм организации обучения младших школьников: общеклассные, групповые, индивидуальные. 1.2. Урок как основная форма организации обучения: типы и структура уроков, требования к уроку, этапы планирования урока. 1.3. Организация совместной деятельности младших школьников (фронтальная дискуссия, работа в парах, групповая работа и т.д.). 1.4. Формы организации воспитания младших школьников (внеклассная и внеурочная деятельность; воспитательное дело). 2. Составить опорную схему «Классификация средств обучения в начальной школе». 3. Разработать фрагмент занятия (по любой дисциплине) / внеклассного мероприятия, в котором представлена одна из форм обучения / воспитания. - Проверка преподавателем - Обсуждение вопросов на практическом занятии
  Современные технологии обучения в начальной школе   4/1 6/9 1. Подготовить сообщения по вопросам: 1.1.Характеристика педагогических технологий и их классификация. 1.2. Характеристика альтернативной системы и технологии обучения (на выбор студента): гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой; технологии личностно ориентированного образования; технологии коллективного взаимообучения; игровые технологии; технологии проблемного обучения и др.) 2. Подготовить мультимедийную презентацию по теме выступления. 3. Подготовить аннотированный список литературы по теме «Современные системы и технологии начального образования». Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии
  Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня   2/1 10/11 1. Составить аннотированный список литературы по теме. 2. На основе изученной литературы подготовиться к обсуждению по предложенным вопросам: · Организация жизни и деятельности в группе продленного дня. · Реализация здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня: организация и проведение гигиенического обучения и воспитания школьников. · Организация досуга в группе продленного дня · Организация воспитательной работы в добровольных общественных объединениях. 3. Подготовить и представить проект (по подгруппам) «Современные технологии образования и воспитания в начальной школе»: технологии гуманистического воспитания; отечественные воспитательные системы ХХ в. (система В.А. Караковского, Л.И. Токарской и др.). На основе изученных тем представить современную воспитательную технологию на основе нижеследующих параметров: по характеру содержания и структуре; по типу управления; по организационной форме; по подходу к ребенку; по преобладающему методу и др. Задание выполняется по подгруппам. 4. Заполнить таблицу «Современные воспитательные технологии» Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии
  Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях   2/1 2/3 На основе анализа литературы по теме составить конспект выступления на родительском собрании (педагогическом совете) по теме «Особенности работы с детьми младшего школьного возраста, оказавшимися в экстремальных условиях» Проверка выполненного задания преподавателем
  Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками   2/1 8/9 1. Подготовить сообщения по вопросам: 1.1 Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении. 1.2 Диагностика воспитанности младших школьников, методы диагностики. 1.3 Характеристика коррекционно-педагогической работы. 1.4 Методы коррекции отклоняющегося поведения. · коррекция некоторых типических отклонений в поведении детей · коррекция группового поведения 2. Подготовить пакет диагностических методик для составления психолого-педагогической характеристики учащегося, класса. Проверка преподавателем с последующим обсуждением на практическом занятии
Экзамен:          
Всего в часах:   32/10 112/134    
Всего в зачетных единицах:          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: