Нормативный правовой акт как источник права

Под нормативным правовым актом понимается письменный документ, принятый компетентным правотворческим органом (органом государственной власти, местного самоуправления) или в результате прямого народного волеизъявления (референдума), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властное волеизъявление и направленный на регулирование общественных отношений. [286]

Можно выделить следующие признаки нормативного правового акта.

Во-первых, нормативный правовой акт имеет волевое содержание, т.е. выражает волю органов государственной власти, иных уполномоченных органов, определенных социальных групп.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими законами правом издания нормативных правовых актов обладают органы законодательной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов Федерации, Президент Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.), закрепленного в Конституции или законе и только по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа.

Во-вторых, нормативный правовой акт имеет официальный характер. Правотворческая деятельность состоит в особом порядке подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такой порядок содержится в Конституции Российской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры является обязательным условием законности нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт имеет специальную форму и определенную структуру. Так, в нормативном правовом акте должны содержаться наименование органа, лица его принявшего, вид акта, название, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующая структура акта (главы, статьи, пункты), подпись уполномоченного лица.

В-третьих, в нормативных правовых актах содержатся общие предписаниянормы права, адресованные всем субъектам права. они распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, действуют постоянно и непрерывно, рассчитаны на многократное применение.

Существуют разные основания классификации нормативных правовых актов в Российской Федерации. Одним из наиболее распространенных оснований является юридическая сила нормативного правового акта. Она зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает правотворческий орган, какова его компетенция и характер издаваемых актов. В соответствии с ней их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные (органические) и обыкновенные (текущие). К конституционным законам относятся Конституции, законы о поправках к Конституции, а также законы, на необходимость издания которых указывает сама Конституция. Обыкновенные законы регулируют текущие вопросы государственной и общественной жизни и принимаются в более простой процедуре, чем конституционные законы.

Нормативные правовые акты также можно классифицировать по уровням их принятия. В этом случае выделяются нормативные правовые акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также принятые в результате прямого народного волеизъявления – на референдуме или на собраниях, сходах граждан.

По степени обобщенности нормативного материала различаются кодифицированные акты (кодексы, уставы, положения, основы законодательства и др.) и акты текущего правотворчества (тематическиефедеральные законы и т.д.).

Существует классификация нормативных правовых актов в зависимости от их действия во времени:

-постоянные, т.е. действующие без ограничения срока. Таковыми является большинство нормативных правовых актов;

-временные (например, вводящие чрезвычайное положение на определенной территории).

По действию в пространстве нормативные правовые акты делятся на применяемые:

-на всей территории России (например, Конституция);

-на территории субъекта федерации (например, Конституция (устав) субъекта Федерации);

-муниципального образования (например, устав муниципального образования);

-в пределах организации (например, устав (положение) юридического лица).

По кругу субъектов выделяются:

-общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права;

-специальные, действующие в отношении ограниченного круга субъектов (например, распространяющиеся на жителей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, военнослужащих и т.д.).

Все нормативные правовые акты образуют систему, основанную на иерархической подчиненности, обеспечивающей формально-логическую непротиворечивость и согласованность правовых норм.

В соответствии с иерархией акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, и все они должны соответствовать конституции. Акты вышестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности, вышестоящий орган не вправе осуществлять решение вопросов, входящих в компетенцию нижестоящих органов. Наиболее важные общественные отношения должны быть урегулированы только законом. Акты нижестоящих органов могут быть изменены или отменены только издавшими их органами или вышестоящими органами.

Следует заметить, что юридическая сила, лежащая в основе иерархичности составляющих ее правовых норм, не сводится только к отношениям прямого подчинения актов нижестоящих органов соответствующим актам вышестоящих органов. Наряду со связями прямого подчинения между актами различной юридической силы, непременно устанавливаются и в том или ином виде проявляются также связи координации, взаимодополнения, детализации содержания актов вышестоящих органов в актах нижестоящих органов.

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации позволяет выстроить следующую систему нормативных правовых актов в Российской Федерации:

- Конституция Российской Федерации;

- законы о поправках к Конституции Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- акты палат Федерального Собрания Российской Федерации;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

- конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

- законы субъектов Российской Федерации;

- нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативные акты.

Нарушение правотворческим органом установленной иерархии источников права по отношению к Конституции, закону влечет за собой признание нормативного правового акта неконституционным, незаконным, недействующим и не подлежащим применению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: