Правосознание: понятие, структура и виды

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают окружающий мир. Это - политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание.

К формам общественного сознания относится и правосознание, которое существует «до» создания норм права, «после» и «параллельно» с правом и является, во-первых, его источником; во-вторых - одним из обязательных элементов способа (механизма) его реализации, воплощения в жизнь; в-третьих - средством оценки соответствия поведения субъектов нормам права.

На формирование и развитие правосознания как одной из форм общественного сознания оказывают воздействие политические, экономические, культурные и иные факторы. Оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

В научной литературе даются различные определения правосознания.

Так, Э.В. Кузнецов понимает правосознание как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. По его мнению, оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.[464]

Правосознание, с точки зрения С.А. Комарова, А.В. Малько, есть понимание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям; формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе воздействие философских, идеологических и политических воззрений.[465] Эти ученые дают и более краткую формулировку: «правосознание как объективная реальность – это сложившаяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление (понимание) о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.» [466]

В.В. Лазарев утверждает: «Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях».[467] Из этой дефиниции следует, что правосознание и право неразрывно связаны. Как замечает С. С. Алексеев, правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право является социальным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием, и процесс создания права (правотворчество), а также процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей. При этом, по словам В.В.Лазарева, «правосознание существует до и после права и параллельно с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых - одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих - средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права»[468]. Исходя из этого утверждения, можно заметить, что специфическая черта правосознания (в качестве составляющей механизма правового регулирования) состоит в том, что роль правосознания не ограничена какой-либо одной стадией правового регулирования. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права, а также и на стадии правозащиты.

Таким образом, большинство правоведов сходятся в том, что правосознание представляет собой сферу (область) сознания (индивидуального и общественного), отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Охватывая процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни в связи с отражением и выражением политических, нравственных и других идей и представлений, оно диалектически активно воздействует на формирование и реализацию норм права. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Аналитически оценивая названные дефинитивные точки зрения на правосознание, предпочтительной представляется следующая дефиниция: «Правосознание представляет собой систему объективируемых знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность объективируемых правовых оценок и кон­кретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права».[469]

Правосознание имеет сложнуюструктуру и состоит из трех ком­понентов: правовой психологии, правовой науки и правовой идеоло­гии.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, стереотипов поведения, в которых выражается эмоцио­нально-психологическое отношение социальных групп, коллекти­вов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям. Это спонтанная психологическая реакция личности, социаль­ного коллектива на юридические установления и их действие, на ка­чество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Следует отметить, что эффективность законодательства, да и всей правоприменительной деятельности во многом зависит от психологического настроя общест­ва в его отношении к праву.

Правовая наука - этотеории, обобщающие взгляды и концепции, выражающиеся в концентрированном виде в монографиях, научных статьях, комментариях зако­нов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей правовых дисциплин и других источниках. Научное правосознание означает глубокое и всестороннее теоретическое, в особенности системное, осмысление и оценку права. Правовая наука имеет первостепенное значение в определении действительного, объективного состояния и перспектив развития законодательства, необходимости проведения правовых реформ.

Правовая наука отличается от правовой психологии своим источником (научное познание) и особыми методами познания. Так, научно-эмпирическое познание права и практики его действия осуществляется с помощью конкретно-соци­ологических методов, методов толкования права, разного рода стати­стических приемов, методов абстрагирования и обобщения, системного анализа, моделирова­ния и т. п. Правовая же психология оперирует в основном методами сравнения, наблюдения и, скажем, непосредственного чувственного восприятия, оценочно отражающего практические потребности и выражающие их разнообразные интересы реальных носителей правосознания.

Правовая идеология, являясь составной частью правосозна­ния, представляет собой совокупность взглядов, целеполагающих концепций, политико-правовых устремлений и представлений, которые в концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность, определяя ее состояние и желаемые перспективы развития. Это и теоретико-прикладное, и обыденно-бытовое осмысление права как должного средства регулирования важ­нейших сфер общественных отношений, его необходимости и путей дальнейшего актуального развития. Правовая идеология включает в себя, например, такие концептуально оформленные идеи и направления правового регулирования, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, верховенство закона в государстве, независимость правосудия, охрана природы и рациональное использование ее богатств, эффективная борьба с пре­ступностью и т.д. Её выражают главным образом политические партии в своих программах деятельности.

В общественном бытии правосознание объективирует себя в форме общест­венного, коллективного, группового (корпоративного) и индивидуального правосознания.

Обществен­ное правосознание - этооснованнаяна исторической преемственности накопленных на протяже­нии веков в определенном обществе с учетом правового опыта человеческой цивилизации в целом совокупность знаний, оценок, идей и общих представлений о праве, которая разделяется (принимается) большинством членов этого общества, проявляясь в его жизнедеятельности. Создаваясь и развиваясь через явления правосознания отдель­ных индивидов, оно значительно полнее и глубже, чем представле­ния о праве любого конкретного индивида. При этом оно оказывает определенное влияние на формирование индивидуального правосознания индивидов в процессе их превращения в полноправных членов общества. В этом можно видеть проявление диалектики связи всех видов правосознания.

Коллективное правосознание выражает представления о праве и отношение к нему достаточно широких по составу социальных групп насе­ления, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, чиновники, пенсионеры, молодежь и т. д.). Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, содержит ряд особенностей, отражающих специфические ин­тересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или долж­ны обеспечиваться законодательством государства.

Групповое (корпоративное) правосознание есть особенное понимание права и отношение к нему, выражающие отличительные потребно­сти и интересы тем или иным образом обособленного социального коллектива, профессионального со­общества (например, коллективов крупных государственных монополий типа РАО ЕС России, Газпрома, или сообществ предпринимателей, судей, адвокатов, врачей, учителей, вузов и др.).

Индивидуальное правосознание -совокупность правовых знаний, взглядов, оценок и чувств, присущих конкретному, отдельному индивиду. Можно заметить, что оно отражает лишь некоторые наиболее сущест­венные черты правовой действительности в масштабах всего общества. В силу разных способностей у разных индивидов, их жизненных ценностей, несовпадающих условий их жизни, труда, быта различия в уровне правосознания отдельных людей бывают довольно значительны. Индивидуальное правосознание может быть максимально приближенным к общественному, коллективному и групповому или отдаленным от них, ограниченным, отстающим от уровня общих правовых взглядов, либо, наоборот, превосходящим его в научном и нравственном отношении.

В зависимости от глубины и всесторонности познания права, его закономерностей правосзнание может быть:

- обыденным. Этомассовые, практические представления людей о праве, их оценки права и законности, стереоти­пы (привычки) правового поведения. Они порождаются повседневными условиями и требованиями жизни людей и их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам правового поведения, определяемым каждодневными нуждами лю­дей;

- профессиональным, состоящим извзглядов, тради­ций, убеждений, складывающихся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, адвокаты, следователи, прокурорские работники, иные госслужащие, юрисконсульты и т. д.). Профессиональное правосознание формируется на основе получения юридического образования и юридической практики;

- научным, выражающимся в познании закономерностей возникновения, функционирования и изменения права и его системном понимании, объяснении и прикладной системной, прогностической актуализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: