Принципы законности

Сущность законности вовне проявляется через систему ее принципов. Вопрос о принципах законности относится к числу дискуссионных в юридической науке. Этим объясняется наличие разнообразных вариантов их классификаций, отличающихся не только количеством, но и наименованием принципов. Нередко в качестве принципов, например, рассматриваются связи законности с культурностью (культурой), демократией, государственной дисциплиной. Однако методологическая обоснованность подобного подхода вызывает сомнения. В данном случае (связь законности с культурностью и т.д.) речь идет о внешних связях законности с иными социальными явлениями (процессами). Наличие таких внешних связей свидетельствует только о «включенности» законности как правового явления в единую сетку социальных координат, в рамках которой протекает общественная жизнь, а вовсе не о сущности исследуемого явления.

Многие правоведы не проводят различий между принципами и требованиями законности, рассматривая их как тождественные понятия.[495] Однако это недопустимо, поскольку принципы и требования законности отличаются между собой по объему, степени детализации возможных вариантов деятельности (поведения) субъектов права, разной направленностью.

Принципы законности – это руководящие начала, определяющие наиболее существенные, глубинные черты законности во всех сферах деятельности субъектов права. Требования законности, в отличие от ее принципов, представляют обобщенное содержание определенной группы правовых норм, регулирующих отдельные виды деятельности соответствующих субъектов, например, в сфере правотворчества, правоприменения и т.д. Любой принцип может быть представлен как совокупность требований, каждое из которых, в свою очередь, обобщает содержание конкретных правовых норм(См.схему).

принципы законности:

· верховенство Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, закона;

· единство законности;

· целесообразность законности.

Верховенство Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, закона не ограничивается фактом признания главенства Конституции, общепризнанных принципов и норм международного права, закона в системе нормативных правовых актов. При подобном понимании данного принципа он является скорее свойством самого права, чем законности, поскольку выражает лишь соподчиненность правовых норм в зависимости от источника права. Он должен трактоваться более широко: с позиции существования своеобразной иерархической лестницы: Конституция Российской Федерации – общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров Российской Федерации – законы – подзаконные нормативные акты – акты правоприменения. Имеет место и внутренняя иерархия «ступеней» этой «лестницы». Она заключается в верховенстве федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам, федеральных законов по отношению к законам субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов и актов правоприменения вышестоящих органов по отношению к аналогичным актам нижестоящих и т.п.

Единство законности следует рассматривать в трех аспектах: пространственном (территориальном), временном (темпоральном) и субъектном. Первый из них предполагает единство в понимании, применении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов на всей территории страны всеми субъектами права. Законы и издаваемые различными уполномоченными на то органами государства нормативные акты должны толковаться и применяться одинаково (единообразно) в соответствии с их буквой и духом на всей территории страны и для всех субъектов общественных отношений. Единство законности во времени определяется единым порядком вступления законов и других нормативных актов в силу, их отмены или изменения. Наконец, субъектный аспект названного принципа характеризуется установлением одинакового правового статуса для однотипных субъектов права.

Целесообразность законности. Существенное значение для характеристики законности имеет ее соотношение и взаимосвязь с целесообразностью. В юридической литературе часто положение о недопустимости противопоставления законности и целесообразности рассматривается в качестве особого принципа законности.[496] Но при такой постановке вопроса речь идет, по существу, о внешних связях, а не о внутренних свойствах законности, которые могут расцениваться как принципы данного явления. Ни у кого не вызывает возражений тот факт, что законность и целесообразность выступают самостоятельными критериями, определяющими эффективность правовой деятельности. В этой связи более последовательным является подход, когда целесообразность рассматривается как внутреннее свойство самой законности. Поэтому соответствующим образом должен быть сформулирован и сам принцип этого явления – целесообразность законности.

В основе данного принципа лежит презумпции целесообразности закона. Строгое следование социальных субъектов при осуществлении своей деятельности юридическим правилам вносит элементы организованности, согласия и созидательного начала в общественную практику. Исполнение и соблюдение законов обеспечивает правовое разрешение социальных противоречий и конфликтов интересов, которые могут возникнуть между различными участниками общественных отношений. Тем самым принцип целесообразности законности призван подчеркнуть, что идея законности представляет для общества несомненную социальную ценность и значимость. Ее последовательная практическая реализация позволяет осуществить перевод правовых предписаний в плоскость конкретных правоотношений, способствуя тем самым поддержанию стабильности и порядка в общественной жизни.

Все перечисленные выше принципы «работают» только в системном единстве, которое сообщает каждому из них новые свойства. Четкая и неукоснительная реализация названных принципов может рассматриваться в качестве своеобразной программы действий по укреплению режима законности в обществе.

Прикладные аспекты законности в сфере правотворчества и правореализации - это требования законности, охватывающие функциональные аспекты юридической деятельности, в числе которых следует выделить:

Компетенционный аспект, ориентирующий участников правотворческой и правореализационной деятельности на необходимость соблюдения норм, определяющих функции, задачи и полномочия указанных субъектов в соответствующих сферах деятельности;

Процедурно-процессуальный аспект, требующий от субъектовюридической деятельностистрогого следования правовым нормам, регламентирующим порядок ее осуществления (для субъектов правотворчества эти требования выражаются в соблюдении норм, определяющих порядок принятия нормативных правовых актов; для субъектов правоприменения – норм, регламентирующих процедуру рассмотрения и разрешения юридических дел);

Квалификационный аспект. В большей степени он характерен для процесса применения права. В данном случае речь идет, прежде всего, о правильной юридической квалификации, предполагающей выбор и применение именно той нормы материального права, которая точно соответствует фактическим обстоятельствам дела (с применением в необходимых случаях аналогии закона и аналогии права);

Содержательный аспект. Он предполагает: в сфере правотворчества - содержательное соответствие принимаемого акта положениям других источников права, обладающих большей юридической силой; в рамках правоприменительной деятельности - необходимость вынесение правоприменителем решения по делу в строгом соответствии с предписаниями применяемой нормы;

Юридико-технический аспект, определяющий необходимость точного соблюдения субъектами правотворчества и правоприменения правил юридической техники в процессе издания нормативных и индивидуальных правовых актов.

Последовательная, четкая и неукоснительная реализация этих требований призвана способствовать не только укреплению законности, но и правопорядка в общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: