1)Примитивный – собеседник рассматривается как объект, общение - монолог. Ученики могут рассматриваться как объекты, когда учитель ориентирован на себя.
2) Манипулятивный – собеседник воспринимается как противник, у которого надо выиграть. Ориентирование на собственную победу любой ценой. Характерно использование таких средств манипуляции, как: шантаж, угроза, лесть.
3) Ролевой или уровень масок – формальное общение в соответствии с нашим пониманием роли: социальной, профессиональной и т.д.
4) Деловое общение – внешне более скупой, менее выразительный, но характеризуется глубоким взаимопониманием, более прочными межличностными отношениями, вырабатывается особый «командный» язык, понятный только членам данной группы.
5) Духовное общение – каждое слово собеседника воспринимается как откровение, как истина.
Педагогическое общение реализуется через ряд этапов:
1) Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми (прогностический этап).
|
|
2) Организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения).
3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4) Анализ осуществлённой системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.
Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции.
Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты.
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат.