Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятий

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы - это направление экономической стратегии, которое должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др.

Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия должна способствовать углублению и расширению его внешнеэкономических связей как с поставщиками, так и с заказчиками (потребителями, покупателями) в целях более полного удовлетворения экономических и социальных потребностей трудового коллектива и каждого его члена наряду с соблюдением общегосударственных интересов. В рамках конкретного предприятия внешнеэкономическая стратегия предполагает определение задач деятельности (с очерченным кругом ответственности) внешнеэкономических служб, подразделений и отдельных работников, а также планирование достижений конкретных целей.

Стратегия внешнеэкономической деятельности предполагает тщательное рассмотрение всех возможных вариантов, относящиеся к долгосрочным целям, и их обоснование для принятия решений, учитывая действие целого ряда внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и требующих их учёта при выборе стратегии. Они следующие:

1) Национальная внешнеэкономическая политика;

2) Международные экономические отношения и тенденции в мировых экономических связях;

3) Факторы рынков страны - стратегического поля деятельности фирмы.

Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, анализировать и учитывать при принятии решений.

Внутренние факторы зависят от фирмы, они заложены в её организационной структуре, структуре управления, профессионализме персонала, работающего на фирме.

К внутренним факторам относятся: организационная структура фирмы; гибкость системы управления внешнеэкономической деятельностью; организация международного маркетинга; принципы деятельности менеджеров в сфере внешнеэкономической деятельности; качество и быстрота получения информации, имеющей отношение к внешнеэкономической деятельности; создание побудительных мотивов для персонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы.

В основе разработки стратегии внешнеэкономической деятельности отдельных предприятий лежат основные направления реформирования внешнеэкономической деятельности в стране: развитие прямых производственных и научно-технических связей; предоставление предприятиям права самостоятельного выхода на внешнеэкономические рынки; формирование совместных предприятий и организаций, а также ассоциаций делового сотрудничества; предоставление в соответствии с законом кооперативам права осуществления внешнеэкономической деятельности; совершенствование системы распределения валютной прибыли; приближение налоговой и таможенной систем к общеевропейской и мировой.

Внешнеэкономическая деятельность становится сегодня органической составной частью общей хозяйственной деятельности предприятий. На народнохозяйственном уровне внешнеэкономические связи должны обеспечивать прирост национального дохода сверх размеров отечественного производства, содействовать росту благосостояния народа. Внешний рынок является важным источником передового управленческого опыта, деловой культуры, новых форм хозяйствования.

59.Процесс планирования в международном маркетинге.

Управленческий процесс, опирающийся на результаты стратегического анализа зарубежного рынка и предполагающий формирование долгосрочных и краткосрочных целей предприятия, маркетинговой стратегии, программы конкретных действий в различных временных горизонтах.

Международное маркетинговое планирование может осуществляться на трех различных уровнях:

- глобальный уровень предприятия (планирование осуществляется в наиболее долгосрочном аспекте, определяются важные для предприятия цели, воспринимаемые как единое целое);

- стратегический уровень (планирование ведется на уровне руководства предприятия и дает представление о долго- и среднесрочных вариантах развития);

- тактический уровень (планирование сосредотачивается на определении конкретных мероприятий, которые необходимо провести, и на решении вопроса о направленности ресурсов для реализации глобальных целей на различных рынках, где действует предприятие).

Процесс международного маркетингового планирования включает следующие этапы:

1) анализ и выбор рынков в зависимости от целей и ресурсов предприятия;

2) адаптация предложения;

3) разработка плана маркетинга;

4) реализация и контроль плана маркетинга.

Процесс стратегического планирования представляет собой замкнутую систему, функционирование которой связано с выполнением двух условий: наблюдения и гибкости.

Систематическое наблюдение позволяет измерить результаты и обнаружить отклонения. Обеспечение гибкости дает возможность осуществлять соответствующие корректировки. Следовательно, предприятие должно стремиться развивать оба эти качества.

Для того чтобы поставить цели на будущее, соизмерить плановые показатели, указанные в плане маркетинга, и достигнутые результаты необходимо проведение контроля международного маркетинга.

Цели международного маркетинга конкретной фирмы, прежде всего, основываются на результатах анализа среды деятельности и связанных с нею рисков. Конкретные цели деятельности на мировом рынке можно определить следующими характеристиками:

Географической областью, для которой устанавливается данная цель; Временными сроками достижения цели; Количественной характеристикой желаемого фирмой состояния;

Содержанием (что именно достигается в ходе международной деятельности); Собственно цели международного маркетинга можно разделить на следующие две группы.

Экономические цели: Обеспечение целевой доли рынка; Обеспечение выхода на новые рынки;

Получение максимальной прибыли; Наращивание объемов сбыта; Увеличение степени участия на уже освоенных рынках. Психографические цели (влияние на покупательское поведение):

Повышение степени осведомленности местного населения о товарах и услугах фирмы;

Формирование у потребителей положительного имиджа и приверженности к товарам и услугам фирмы; Повышение степени удовлетворенности при использовании купленных товаров;

Стимулирование решений о покупке товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: