Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Этапы исследования деятельности конкурирующих предприятий:
· Выявление действующих и потенциальных конкурентов;
· Анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;
· Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
Виды конкуренции:
· Функциональная конкуренция – удовлетворение одинаковой потребности по-разному;
· Видовая конкуренция – выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним, но разного оформления;
· Предметная конкуренция – выпуск идентичных товаров, различающихся лишь качеством изготовления (одинаковые по качеству);
· Ценовая конкуренция – основана на снижении цены;
· Неценовая конкуренция – основана на неценовых методах: предоставление большего количества услуг, продажа более качественного товара.
Стратегии конкуренции:
1. Активная стратегия включает:
|
|
· Стратегия расширения рынка – используется для увеличения спроса на товар путем демонстрации достоинств категорий товара, поиска новых применений товара;
· Стратегия защиты доли рынка – лидеры защищают свою долю, превосходя конкурентов по расходам на рекламу и, обеспечивают широкое распределение своей продукции;
2. Стратегия реагирования включает:
· Лобовая стратегия – вызов лидеру рынка и стремление выйти в лидеры рынка;
· Фланговая стратегия – вызов лидеру в областях, которые в данный момент не являются объектом конкуренции;
· Стратегия окружения – вызов лидеру на всех фронтах сразу, через краткие промежутки времени;
· Стратегия следования за лидером – копирование его действий.
3. Стратегии избегания (уклонения) включает:
· Стратегия ниши – поиск рынков, которые слишком специализированы;
· Стратегия обхода конкурентов – использование не участвующих в конкуренции товаров или выход на неконкурентные рынки;
· Стратегия «статус-кво» – предполагает отказ от участия в конкуренции.
Конкурентное преимущество (competitive advantage) – положение предприятия на рынке, которое позволяет ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.