Учение о синхронии и диахронии

Соссюр рассматривал язык и речь с двух точек зрения – синхронии и диахронии, т.е. о языке можно говорить и в данный момент, и в историческом развитии.

«Синхронно всё, что относится к статическому аспекту нашей науки, диахронично всё, что касается эволюции».

С. определил задачи лингвистики. Синхроническая лингвистика должна заниматься логическими и психическими отношениями, связывающими элементы языка, которые воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. Эти связи – объект изучения.

Диахроническая лингвистика должна изучать отношения, которыми связаны элементы в порядке последовательности и которые не воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. Система языка на каждом витке своя (старославянский, древнерусский, современный русский язык – своё понимание системы языка ). Язык как дерево: можно сделать два среза – поперечный и продольный; поперечный – синхрония, продольный – диахрония.

Язык как система

Заслуга Соссюра заключается и в том, что в начале 20 века он обратил внимание на изучение языка как системы. Системность – сопоставление элементов языка друг с другом.

«В языке нет ничего, кроме различий. В языке нет ничего, кроме сходств».

Синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические – линейные отношения. Элементы выстраиваются последовательно друг за другом (например, слова в предложении).

Сочетания, которые опираются на протяжённость, называются синтагмами. Это позволяет выделить словосочетание (синтагму).

Ассоциативные отношения соединяют элементы в потенциальный и мнемонический ряд (т.е. находятся в мозгу). Возникнув в мозгу, эти отношения объединяют слова по общности корня (обучаю – обучение).

«Вся совокупность установившихся (узуальных) отношений и составляет язык, определяя его функционирование».

Все члены системы находятся в равновесии, поэтому система является замкнутой. Язык социален. Чем он отличается от других социальных факторов? Ответ: язык имеет знаковый характер. «Язык есть система знаков, выражающих идеи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow