Лингвистические взгляды А.А.Потебни

(1835 – 1891)

Ряд учёных называли его идеалист – психологист, другие – объективный идеалист, эмпирик, сенсуалист. Большое влияние на становление его взглядов оказала философия Гумбольдта и Штейнталя. Представители этой теории исходили из положения, что язык является самосознанием, мировоззрением, логикой духа народа, следовательно, и изучать язык нужно как выражение духа народа. Дух народа проявляется в языке, а затем уже в нравах, обычаях, поступках и т.д. Отсюда трепетное отношение П. к фольклорному материалу, изучение которого привело автора к пониманию особого происхождения человеческого мышления. П. понимал, что мышление – результат деятельности второй сигнальной системы + труда. Из этого следует утверждение П. о единстве теории и практики.

«Практика и теория (в широком смысле слов) – стороны, различимые только мыслью, а в действительности тесно связаны».

Практика сама по себе будет недостаточна для продолжения действительности, т.к. не даёт возможности изменить её в изменяющихся условиях. Исключительная практичность бала бы для человека смерти подобна. То же самое П. говорит и об исключительной теоретичности, значит, всё должно рассматриваться в единстве. П. остаётся на позициях психологизма, несмотря на видимую материальность взглядов, особенно это касается связи языка и мышления. «Область языка далеко не совпадает с областью языка».

В истории человечества был период, когда язык не был напрямую связан с мышлением. Язык – необходимое условие мысли человека, даже если человек находится в уединении.

Существуют объекты мышления (предметный мир), объективная действительность. Объект мышления – взаимосвязь предметов, взаимоотношения между ними. Человек воспринимает предмет сразу несколькими органами чувств, следовательно, предмет воспринимается в нескольких признаках, следовательно, предмет есть совокупность признаков. Эта совокупность – центр по отношению к другим признакам, которыми обладает данный предмет, но которые не заметил человек. Этот центр – центр образа (внутренняя форма), из которой рождается мотивировка предмета. Познание мира идёт через сравнение, поэтому и появляется слово. Сравнение даёт возможность сложить представление о познаваемом предмете. Представление – обозначение нового признака + основа уже существующего понятия. П. вывел приём аналитического познания образа.

Мыслительная деятельность человека делится на несколько этапов:

1) то, что я вижу – предмет (мы его воспринимаем как существующий признак);

2) внутренняя форма;

3) чувственный образ предмета

4) совокупность восприятий;

5) представление предмета;

6) на основе сравнения – его восприятие.

Всё это – первый акт мысли – апперцепция. Потом появляются суждения как основная форма мысли, их совокупность – понятие как высшая форма деятельности мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: