Учение о слове

При определении слова П. указывал на единство звучания и значения. Слово – единство членораздельных звуков и значения, либо звуковое единство представления с внешней стороны и значения – с внутренней. Такая деятельность позволяет слову функционировать. Если у слова отобрать сочетание звуков, то они в отдельности перестают быть словом. Определение слова как единства звучания и значения предполагает наличие 3-го элемента – представления (содержание мысли или способ изображения данного значения). Таким образом, всякое слово без исключения состоит из 3-х обязательных элементов: членораздельных звуков, представлений о нём и значения. Значение и представление не совпадают: значение шире представления. Образ слова предшествует представлению, а значение слова объединяет чувственный образ, обобщает, абстрагирует, следовательно, становится шире представления. Пример: слово «защита» в широком значении стремимся оторвать от узкого представления «щит», т.о. растёт несоответствие между представлением и значением.

В слове П. различает внешнюю форму (звуки), содержание, которое объективировано с помощью звуков, и внутреннюю форму слова (ближайшее этимологическое значение слова). Т.о., П. впервые пытается рассмотреть вопрос об отношении формы и содержания в слове.

П. рассматривает в слове 2 содержанияобъективное, т.е. ближайшее этимологическое значение слова (оно всегда заключает только один признак), и субъективное, в котором признаков может быть множество. В значении слова для каждого человека содержится что-то субъективное, но люди в процессе общения всё-таки понимают друг друга, т.к. в словах есть нечто общее, понятное всем, говорящим на данном языке. Это «одинаковое» и есть ближайшее этимологическое значение слова, или объективное содержание. П. считает, что ещё на ранних стадиях развития мышления за основу имени любого предмета брался его самый яркий признак.

Внутренняя форма является центром образа, т.е. таким признаком, который преобладает над всеми остальными. Если внутренняя форма ясна для носителя языка, то слово мотивированно (подснежник, подорожник), если нет – немотивированно (ложка, вилка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: