Классификация издержек обращения

По экономическому содержанию все расходы аптечных организаций можно разделить на четыре группы:

1) издержки обращения, связанные с оплатой живого труда (заработная плата, премии за выполнение производственной программы);

2) издержки обращения, связанные с материальными затратами (амортизационные отчисления, износ малоценного инвентаря, расходы вспомогательных, строительных материалов, топлива, горючего и т. п.);

3) расходы по оплате услуг других отраслей народного хозяйства (транспортные, коммунальные, связь и т. п.);

4) товарные потери (естественная убыль, потери по таре и др.),

По степени влияния объема товарооборота издержки обращения можно классифицировать на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-переменным издержкам относятся расходы, которые в суммовом выражении уменьшаются или увеличиваются с соответствующим изменением товарооборота (заработная плата, транспортные расходы, износ санитарно-гигиенической одежды, малоценного инвентаря, товарные потери и др.). Эти расходы планируются и учитываются в абсолютной сумме и в процентах к товарообороту. К условно-постоянным издержкам относятся расходы, которые почти не связаны с объемом товарооборота и размер их зависит от ряда других факторов (арендная плата, текущий ремонт, расходы по содержанию помещений и инвентаря, износ основных средств). Эти расходы планируются и учитываются в сум­мовом выражении.

Однако не все издержки обращения формируются непосредственно в аптеках. Различают децентрализованные и централизованные издержки обращения и отчисления. Децентрализованные издержки обращения – это все расходы, производимые непосредственно в самой аптеке (транспортные расходы, заработная плата, текущий ремонт, естественная убыль товаров, арендная плата и т.п.). Централизованные расходы – это расходы, формирующиеся в вышестоящих звеньях аптечного хозяйства (подготовка кадров, реклама, анализ медикаментов, расходы по содержанию вышестоящих организаций, отчисления, уплаченные аптечным складам). Они покры­ваются за счет хозрасчетных аптечных организаций.

Иногда издержки обращения аптечных организаций группируют на расходы по завозу (железнодорожные, водные и автогужевые транспортные расходы, почтовые расходы по пересылке товаров и т.п.) и на расходы по реализации товаров (заработная плата, арендная плата, естественная убыль товаров, анализ медикаментов, командировочные и др.).

В настоящее время в хозрасчетных аптечных организациях к издержкам обращения относят расходы по сле­дующим статьям:

1. Расходы на железнодорожные, водные и автогужевые перевозки.

2. Заработная плата, основная и дополнительная.

3. Расходы по аренде, содержанию помещений и инвентаря.

4. Расходы на текущий ремонт.

5. Расходы по подработке, упаковке и хранению товаров.

6. Проценты за кредит (сальдо).

7. Потери по таре (за вычетом доходов по операциям с тарой).

8. Убыль товаров в пределах норм.

9. Прочие расходы.

10. Расходы по рекламе.

11. Расходы по подготовке кадров.

12. Расходы по анализу медикаментов и лекарственных средств.

13. Проценты за кредит (сальдо).

14. Отчисления на содержание вышестоящих организаций.

15. Отчисления, уплаченные аптечным складам, базам снабжения.

Статьи 1-9 относятся к децентрализованным расходам, статьи 10-13 – к централизованным и статьи 14-15 – к отчислениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: