Сущность и основные характеристики Крито-Микенской цивилизации. В процессе разложения родовой организации, расцветшей в период Димини общество Греции перешло на следующую стадию исторического развития, характеризующуюся созданием государства как формы политической организации общества и активным процессом стратификации (классообразования).
Данная культура определяется в исторической науке как совокупность цивилизаций дворцового типа, для которых характерны следующие черты: 1) пространственная локализация (существование небольших государственных образований); 2) административная централизация (существование в государстве только одного центра, сосредотачивающего все функции – дворца); 3) социально-экономическая расбалансированность (резкая социальная, экономическая и культурная пропасть между аристократией и простым населением, между протогородом и общиной); 4) ремесленно– морская специализация (основой жизни и экономики является а) освоение моря, т.е. получение морских продуктов питания и возможности связи, сообщения и пиратство; б) развитие ремесла; в) активное освоение недр); 5) предприимчивость и мобильность населения; 6) монархия в форме теократии как основная форма правления; 7) дворцовое хозяйство как производственная основа общества.
Организация управления. В Древней Греции в Крито-Микенскую эпоху сложилась царская власть. Она отвечала потребностям ведения дворцового хозяйства.
Во главе податных округов находились коретеры (наместники) – ответственные за доставление податей (металл: золото, бронза; сельскохозяйственная продукция). В его подчинении находились мелкие чиновники, управляющие отдельными поселениями – басилеи. Этот местный аппарат власти подчинялся центру.
Во главе этого центрального аппарата стоял «ванака» – господин, повелитель, царь – характер его власти не ясен. Среди подчиненных ванаке видное место занимал лавагет – воевода. Кроме них встречаются термины «телест», «экет» и «дамат» – значение которых доподлинно не известно.
Таким образом, по всей вероятности форму правления можно определить как теократическую. При этом на лицо сложившаяся строгая пирамида власти.
При этом не ясен термин «демос»: 1) собрание полноправных граждан; 2) территориальная община (округ) по типу афинских демов.