Тема 5. Становление полисного строя в Афинах

Афины в древности. Территория Афин – Аттика – гористый регион, омываемый с запада Сардоническим заливом и отдаленный с севера-востока проливом Эвритп от острова Эвбеи. Побережье Сардонического залива, образует несколько удобных бухт, восточный же берег обрывист и не пригоден для причала кораблей. Несколько горных хребтов пересекают Аттику. Афины – главный центр Аттики. Население Аттики, как утверждают Геродот и Фукидид, автохтонно и принадлежало к ионийскому племени, так же там жили пеласги, карийцы. В процессе исторического развития сложилось единое население, – получившее название от главного города Аттики – Афин афиняне.

Греческая традиция приписывает объединение Аттики афинскому басилею Тесею, который по преданию объединил вокруг Афин двенадцать прежде обособленных общин. Хотя на самом деле процесс синойкизма растянулся на очень длительный период и полностью закончился, видимо, лишь к VII в. до н.э. Объединение Аттики способствует быстрейшему росту производительных сил, отделению ремесла от земледелия, сосредоточению ремесла в городах, развитию торговли. Торгово-денежные отношения все больше разлагают древней родовой строй, развивают рабовладельческие отношения, родового деления общества уже становится недостаточно. Появилось новое деление, которое было основано на профессиональном начале. Это деление предание тоже приписывает Тесею, который разделил всех афинян на мелких и средних землевладельцев, ремесленников и евпатридов. Вне этих группировок стояли свободные, но неполноправные люди – метеки. Вне гражданской общины стояли рабы.

Политическое устройство Афин в начале архаического периода. Опираясь на работы Фукидида можно сказать, что в Афинах долго сохранялась власть басилеев. Но в течение VIII в. до н.э. по мере развития хозяйства и частной собственности евпатриды начали постепенно ограничивать права басилеев. Они стали выбирать из своей среды архонтов (старейшин), к которым и перешли военные и судебные полномочия басилея, а у него остались лишь жреческие.

Таким образом, в начале архаического периода система управления Афинами состояла из коллегии 9 архонтов – должностных лиц, избираемых ежегодно из среды евпатридов, возглавляемых архонтом-эпонимом. После перевыборов бывшие архонты пожизненно входили в состав ареопага, который решал все основные вопросы в Афинах. Изредка по самым важным вопросам собирали народное собрание.

Социально-экономическое развитие древних Афин. В VIII – начале VII вв. до н.э. в Афинах идет разложение родового строя, бурный рост самого города, эволючия экономики и социальных отношений. Начало резко ухудшаться положения крестьян на фоне развития ремесла и торговли. Активными участниками ускорения этого процесса были евпатриды, которые стремясь к обогащению, активно участвовали в колонизации, внешней торговле и других занятиях, дающих быструю прибыль. Очень быстро в оборот торговли попадают самые обычные товары, в том числе и сельскохозяйственные продукты. Это ведет к росту объема товарного производства и изменения его характера.

Товарность хозяйства ведет к социальному расслоению. Начинается активный процесс увеличения задолженности крестьян. Появляются пелаты и шестидольники, попавшие в зависимость от аристократии и выплачивающие ей часть урожая. Они постепенно превращаются в неоплатных должников – кабальных рабов. В среде самой аристократии также не было социального единства, – социальный конфликт усугублялся борьбой за власть.

Ко второй половине VII в. до н.э. произошло резкое обострение социально-политической обстановки. Началась социальная борьба. Одним из первых известных эпизодов в этой борьбе явилось выступление во второй половине VII в. до н.э. знатного афинянина Килона. Килон попытался с группой своих сторонников осуществить в Афинах переворот. Но народ его не поддержал. Килону удалось бежать из Акрополя. Сторонники Килона сдались в плен, но их убили у алтарей, что наложило позорное пятно – «Килонову скверну» – на весь этот род. Однако волнения в Афинах продолжались, началась волна кровной мести и разного рода выступлений, и это вынудило правящую верхушку пойти на определенного рода преобразования.

Еще одним симптомом социального кризиса стала первая письменная запись правовых обычаев в 621 г. до н.э. По имени архонта – Драконта, которому было поручено написание этих законов, они получили название Законов Драконта. Законы Драконта утверждали частную собственность взамен родовой, назначили смертельную казнь даже за мелкие преступления. Важной чертой кровавых законов Драконта была отмена родовой мести в случаях непреднамеренного убийства. Но законы не решали главных проблем и самого острого вопроса – вопроса о задолжности. И в конце– концов началось открытое восстание против евпатриодов.

В то же время Афины стремились овладеть островом Саламином, так как Саламин закрывал выход в открытое море из афинских гаваней. В 594 г. до н.э. в качестве архонта возглавил поход против Мегары, для завоевания Саламина, Солон. Поход окончился победой, и Солон сразу сделался популярным человеком в Афинах, именно он должен был снять возникшую напряженность.

Реформы Солона. По происхождению Солон принадлежал к евпатриодам, но он был разорен, занялся торговлей, посетил множество городов. Главная цель Солона была удовлетворение настойчивых требований демоса путем некоторых уступок, которые бы могли поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведен ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции.

Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая кабала, была установлена свобода завещания, проведена цензорная реформа.

Все афинские граждане были разделены на четыре разряда независимо от их происхождения. За основу разделения граждан на разряды был принят доход с земли. Была принята единица емкости для зерна – медимн. К первому разряду относились граждане, имеющие сельскохозяйственный доход не менее 500 медимнов. Ко второму – 300 медимнов, к третьему – 200, и к четвертому – менее 200 медимнов. После проведения такого мероприятия Солона политические права граждан стали зависеть от размера частной собственности, а не от происхождения.

Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин. Был создан новый орган – «совет четырехсот», в который избиралось по 100 человек от каждой родовой филы.

Учреждение в Афинах нового судебного органа присяжных – гилиэи, так же связано с именем Солона. По мнению Аристотеля, гелиэи – были одной из самых демократических реформ Солона, потому что в нем участвовали даже феты.

Тирания Писистрата. Реформы Солона оформили государственный строй Афин, как рабовладельческого полиса – города – государства, выдвинули новый принцип имущественного ценза. Однако, реформы Солона, не довели начатое дело до конца. Поэтому вскоре после реформы социально – политическая борьба в Афинах вспыхнула с новой силой. Население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои политические требования. В 560 г. до н.э. в Афинах произошел переворот. Захватил власть в Афинах – Писистрат.

При Писистрате экономическое развитие Афин привело к росту демократических элементов. Усиливается государственная централизация, Афины начинают вести широкую внешнюю политику. Главное свое внимание Писистрат направил на усиление экономической мощи Афин. Афины стали крупным внутренним рынком. Предоставление долгосрочного кредита нуждающимся крестьянам из государственных средств было самой серьезной мерой Писистрата, которая несколько облегчила положение мелких землевладельцев, но прирезков к своим землям они так и не получили.

Идея государственной централизации служила и религиозная политика Писистрата. При нем получили признание панафинейские игры и всенародные празднества дионисии. Из олимпийских божеств особым вниманием и почетом пользовалась Афина, символом объединенного Афинского государства.

Аристотель изображает Писистрата, как популярного политика, который умел действовать одновременно в интересах всех социальных групп и избегавшего крутых мер.

После смерти Писистрата, в Афинах к власти пришли его сыновья. В Афинах усилилось движение против тирании. Во главе движения против Писистратидов стал род Алкмеонидов. Алкмеониду Клисфену удалось освободить Афины и сломить сопротивление родовой аристократии.

Реформы Клисфена. Клисфен заменил четыре родовых филы на десять новых территориальных фил. Аттика, была разбита на три территориальных округа. Первый – это город Афины с пригородами, второй – центральная внутренняя полоса, третий – береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти разных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, составили одну новую филу. Целью реформы – скорей всего было смещение населения, разъединение родов и ослабление силы эвпатриодов.

По конституции Клисфена права граждан определялись принадлежностью к тому или иному делу, а не роду. Внесение в гражданские списки новых элементов, увеличило число афинских граждан и укрепило демократию.

Государственный строй стал гораздо более демократичным, чем солоновский. Был создан новый совет – совет пятисот, выбираемых по пятьдесят человек на каждую филу. Внутри же филы все зависело от дема. И поэтому основной ячейкой оставалась мелкая единица – дем.

Клисфену удалось создать коллегию, состоящую из десяти стратегов – предводителей афинского ополчения, которые сменяли поочередно друг друга по посту главнокомандования.

Клисфен установил «суд черепков» – остракизм.

Законодательство Клисфена явилось заключительным этапом реформ, начатых Солоном. Греки считали Клисфена родоначальником греческой демократии.

Столетний период острой борьбы между родовой аристократии и демосом, завершили реформы Клисфена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: