Понятие, признаки и классификация государственных органов

Понятие и признаки государственных органов. Их классификация. Система государственных органов и проблема разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная). Правоохранительные и «силовые» органы государства (милиция, прокуратура, служба безопасности, армия, разведка и т.д.). Органы государства и органы местного самоуправления.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

1. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. 2. По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы. 3. По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). 4. Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.

Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это его обязанность. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета). Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей.

Правоохранительные органы составляют особую сис­тему, в которую входят судебные органы, прокуратура, мили­ция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая поли­ция, таможенные органы и др. Они необходимы любому госу­дарству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помо­щью правоохранительных органов применяются меры принуж­дения (санкции), предусмотренные в нормах права. Помимо применения санкций правоохранительные органы ис­пользуются для предупреждения негативных явлений в общест­ве.

Органы местного самоуправления не входят в систему гос. власти, действуют самостоятельно и несут ответственность перед своим населением. Местное самоуправление – право и возможность населения, признаваемые и закрепляемые государством, самостоятельно под свою ответственность решать вопросы и дела местного значения. Систему органов местного самоуправления входят: собственно органы местного самоуправления к которым относятся выборные представительные органы (Думы, комитеты и др.); Другие органы, образуемые в соответствии с Уставами муниципальных образований; органы территориального общественного управления. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» четко разграничил полномочия органов гос. власти РФ и органов гос. власти субъектов РФ в области местного самоуправления. За указанными пределами находится область ведения местного самоуправления. К вопросам местного значения решаемым представительным органом местного самоуправления относятся: - приятие и изменение Уставов муниц. образований и контроль за их соблюдением, издание др. нормативно-правовых документов; - утверждение местного бюджета и др. Устав муниц. образования может приниматься и населением. Кроме того, представительный орган местного самоуправления обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: