double arrow

Общая характеристика системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции относится к специальным режимам. Используется хозяйствующими субъектами в добывающей промышленности при освоении месторождения полезных ископаемых. Российское законодательство предусматривает для таких субъектов 2 варианта н/о: 1) действующая система н/о; 2) специальный налоговый режим – соглашение о разделе продукции, имеющих цель- привлечение крупных инвесторов. ФЗ от 30 дек. 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» устанавливает правовые отношения, которые возникают в процессе осуществления иностранных и отечественных инвестиций в поиске, разведке и добыче полезных ископаемых на территории РФ и континентальном шельфе.

Соглашение – это договор в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанных в соглашении и ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск.

Сторонами соглашения являются: 1) РФ от имени которого выступает Правительство, и орган исполнительной власти субъекта РФ на территории которого распложен участок недр; 2) инвесторы, которые осуществляют собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья. К инвесторам относятся ЮЛ; объединения ЮЛ, созданные на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса ЮЛ.

Специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и отвечают следующим условиям:

1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами, и признания аукциона несостоявшимся;

2) при выполнении соглашений, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;

3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

-соглашение о разделе продукции;

-решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения, в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

водный налог;

государственную пошлину;

таможенные сборы;

земельный налог;

акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций и транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств.

Налогоплательщики: организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей оператору с его согласия. Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика, т. е. выступает в качестве налогового агента.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения.

Прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доходом налогоплательщика от выполнения соглашения признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы. Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой соглашением, за исключением цены продукции (цены нефти).

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении соглашения.

Расходы налогоплательщика подразделяются на:

1) расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);

2) расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.

Возмещаемыми расходами признаются расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в целях выполнения работ по соглашению в соответствии с программой работ и сметой расходов.

Налоговой базой для целей настоящей статьи признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, определяется по каждому соглашению раздельно.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения.

Если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения.

Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по его местонахождению.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе подается в налоговые органы в течение 10 дней с даты вступления соответствующего соглашения в силу.

Налогоплательщик представляет в НО по месту нахождения участка недр, предоставленного в использование на условиях соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности.

Налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года предшествующего планируемому представляет в НО программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год. В случае внесения изменений и (или) дополнений в программу или смету налогоплательщик обязан представить указанные дополнения и (или) изменения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, если участок расположен на континентальном шельфе РФ или в пределах исключительной экономической зоны РФ- по его местонахождению. Заявление о постановке на учет в налоговом органе подается в НО в течение 10 дней с даты вступления соглашения. Вместе с заявлением подается соглашение о разделе продукции.

Свидетельство должно содержать наименование соглашения, дата вступления соглашения и срок его действия, наименование участка недр и указание его местонахождения, а также указание на то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или оператором и в отношении этого налогоплательщика применяется СНР.

2 варианта раздела продукции: 1) традиционный раздел, который предусматривает 3 уровня раздела продукции:

1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

2) определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). Предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 %, а при добыче на континентальном шельфе РФ - 90 % общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ;

3) раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

2) прямой раздел- раздел между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции, в котором отсутствует стадия выделения компенсационной продукции. Пропорции раздела определяются соглашением. Доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 %.

Соглашение может предусматривать только 1 из способов раздела продукции и не допускает замену одного способа другим Заключение соглашения должно быть предусмотрено условиями договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: