МП | Внутреннее право |
1. кто регулирует | |
Между государствами, другими участниками | Внутреннее право регулирует отношения внутри страны |
2. верховные органы | |
На международном уровне их нет | Внутренние верховные органы (парламент, правительство) |
3 процесс нормотворчества | |
На международной арене нормы создаются государствами | законодательство |
4. меры принуждения | |
*осуществляется не «сверху» (участникине находятся между собой в иерархической зависимости) **непосредственно адресуется участникам международных отношений ***в основе ограничения мер принуждения лежитсоглашение между участниками межгосударственного общения | Единый централизованный аппарат принуждения |
3. Источники международного публичного права.
В международно-правовой литературе утвердилось двоякое употребление термина " источник ": в широком, или материальном, смысле под источниками имеют в виду условия материальной жизни человеческого общества, которые собственно и порождают право; в узком, или формально-юридическом, смысле под источниками понимают различные формы, в которых субъекты МП закрепляют согласованные правила собственного поведения в ходе общения между собой.
В последнем случае источники МП принято делить на основные и вспомогательные. К числу основных все авторы единодушно относят международные договоры и международно-правовые обычаи, конвенционные и обычные нормы (создаются в результате применения двух элементов – постоянная практика государств, признание этой практики как нормы права).
Под вспомогательными источниками МП обычно имеют в виду документы(резолюции, декларации и др.), принимаемые органами международных организаций, судебные (арбитражные) решения, мнения наиболее видных специалистов в области МП (доктрина).
В современной отечественной и зарубежной литературе по МП большинство авторов более или менее одинаково описывают источники в узком, формально-юридическом смысле. Обычно при этом ссылаются на ст. 38 Статута Международного Суда ООН, в которой договоры («международные конвенции, как общие, так и специальные») и обычаи («международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы») названы в качестве основных источников, которые применяет Суд, решая «переданные ему споры на основании МП».
Международный договор — родовое наименование международно-правового акта, фиксирующего согласование волеизъявлений двух или более субъектов МП, имеющее целью установить связывающие их дозволения, предписания и запреты, обеспечиваемые принудительной силой государств, и облеченное в форму, указывающую на то, что эти дозволения, предписания и запреты содержат описания обязательств определенных сторон в отношении друг друга.
Необходимо подчеркнуть, что международный договор в современном понимании - это договор между двумя и более субъектами МП, в первую очередь между государствами, но не только между ними. Международный договор представляет собой международно-правовой акт, либо нормативный, либо индивидуальный (т.е. рассчитанный на однократное применение). Международно-правовым он является, поскольку 1) выступает как форма воплощения согласованных волеизъявлений не одного, а как минимум двух участников межгосударственных отношений; 2) обеспечивается принудительной силой государств (в конечном счете именно государств), осуществление которой должно протекать в порядке и в рамках, предусмотренных МП; и 3) регулируется МП (имеется в виду порядок заключения, действие, прекращение и т.п.).
Особое значение имеет то, что международный договор подпадает под регулятивное воздействие МП. В ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 и ст. 2 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 указывается, что договор означает соглашение, регулируемое МП.
В настоящее время международный договор занимает в количественном отношении первое место среди основных источников МП.
Международный договор, как правило, юридически обязателен только для его участников, которые в качестве предварительного условия непременно должны быть участниками межгосударственных отношений. Его форма, как и наименование, не влияет на его обязательность для участников. Не существует каких-либо правил относительно того, как называть международный договор — договором, соглашением, конвенцией, пактом, декларацией, протоколом или как-нибудь иначе. Заключающие его участники межгосударственных отношений сами выбирают, какой вид наименования ему подходит и как его озаглавить.
Международные договоры могут быть заключены в письменной форме и устно. Подавляющее большинство международных договоров заключается в письменной форме. Существует мнение, согласно которому устные говоры и т.н. джентльменские соглашения — одно и то же. Распространена также точка зрения, в соответствии с которой джентльменские соглашения не имеют юридического характера и содержат лишь моральные обязательства, не являясь, таким образом, международными договорами. По-видимому, устные договоры, как бы их ни называли, могут быть и юридически обязывающими актами, просто их форма не всегда дает возможность провести четкую границу между ними и соглашениями, содержащими чисто моральные обязательства. В современных условиях устные договоры предпочитают фиксировать в каких-либо актах типа коммюнике, которые не рассматриваются сами по себе как договоры, но служат доказательством заключения, передавая их содержание.
В свою очередь договоры в письменной форме подразделяются на классические (состоящие из преамбулы, основной части, заключительной части) и договоры в упрощенной форме (неформальные). К последним относятся соглашения, заключаемые путем обмена нотами, а также различного рода договоренности, находящие отражение в самых разнообразных актах: итоговых документах, совместных декларациях и т.д. Термин «договоренности» всегда означает договор упрощенной формы. Договоренности не содержат политические нормы, как, например, многочисленные договоренности, достигнутые в рамках ОБСЕ. Иногда неопределенность термина «международные договоренности» используется в случаях, когда по политическим причинам стремятся избежать четкой квалификации юридической природы оформляющих их международных актов (например, деклараций о намерениях). Если государство (или иной субъект МП) признает для себя обязательными положения какого-либо международного договора, не становясь его участником, или же берет на себя международно-правовое обязательство в одностороннем порядке, можно считать, что тем самым образуются нормы МП, закрепляющие соответствующие обязательства. Источниками норм становятся неформальные международные договоры.
Международный (международно-правовой) обычай, рассматриваемый как источник МП, — форма воплощения норм МП, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной.
Международный обычай — термин, который используется как для обозначения одного из основных источников МП, так и для обозначения самих норм МП, возникающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме. На эти два значения указанного термина не обращают внимания, поскольку форма и содержание международного обычая неразрывно друг с другом связаны. Строго говоря, международный обычай — форма существования определенной категории норм МП, их источник, а содержание международного обычая — нормы международного обычного права.
Отсутствие письменной формы не является исключительным признаком международного обычая, поскольку могут заключаться и устные международные договоры. Но содержащиеся в них нормы (и индивидуальные установки) создаются целенаправленно, в то время как обычные нормы вырастают из практики. Особенности создания тех и других предопределяют их источник: в одном случае это международный договор, а в другом — обычай.
Три признака международного обычая — всеобщность признания, единообразие применения, признание в качестве юридически обязательного правила (opiniojuris) — относятся не столько к нему как к источнику МП, сколько к норме или нормам, составляющим его содержание. Это признаки именно обычных норм МП, а не внешнего их воплощения. В этом ракурсе следует, видимо, рассматривать и известную ст. 38 Статута МС, в подп. «b» п. 1 которой называются признаки международного обычая. Суд в конечном счете применяет не источники МП, а само МП, которое воплощается, «живет» в этих источниках; не договоры (конвенции, как сказано в ст. 38), т.е. не форму, а содержание, положения договоров, в них содержащиеся, и не обычаи, а обычные нормы МП.
Решения МОРГ являются источниками МП в том случае, если они согласно учредительным актам этих организаций имеют обязательный характер и содержат правила, рассчитанные на неоднократное применение, т.е. относятся к нормативным международно-правовым актам.
Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм — средства, выявляющие существование обычных норм МП.
В ст.38 Статута МС к вспомогательным средствам для определения правовых норм отнесены только судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций. Практика, однако, показывает, что Перечень таких средств этим не исчерпывается. Все, что подтверждает существование конкретной обычной нормы, может быть отнесено к энным средствам: решения международных организаций и конференций, нотная переписка и т.д.
Международное "мягкое право" – совокупность неправовых норм, которые создаются государствами, МОРГ, другими участниками международного общения, которые не противоречат основным принципам и нормам МП, обладающие морально-политической силой и направленные на регулирование МО. Они не обладают юридической силой.
К ним относятся различные резолюции, декларации, программы действий. В зависимости от обстоятельств, то или иное государство может истолковывать какое-либо положение таких актов в качестве нормы мягкого права, либо как рекомендации.
Обыкновения – некоторые правила, которые не носят характера обычных норм, но применяются на практике (церемониал).
4. Понятие и содержание основных принципов современного международного права. Источники, в которых эти принципы закреплены.
Принципы МП – общепризнанные нормы МП наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Все общепризнанные принципы МП подразделяются на основные и отраслевые (или специальные). Основные принципы применяются во всех сферах межгосударственных отношений, урегулированных МП. Отраслевые принципы (например, принцип свободы открытого моря) более конкретны по сравнению с основными и применяются именно в той сфере межгосуд. отношений, которые регулируются данной отраслью.
Принципы МП подразделяют на дозволяющие (принцип суверенного равенства государств), запрещающие (невмешательство, неприменение силы), предписывающие (мирное разрешение споров, территориальная целостность и неприкосновенность, равноправие и самоопределение народов, уважение прав человека, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств).
1. Принцип суверенного равенства государств означает, что все государства как суверенные образования равны и независимы юридически друг от друга. Размеры их территории, численность населения, экономическая и военная мощь, уровень развития и т.д. значения не имеют. Государственный суверенитет (верховенство закона на своей территории и независимость от других государств) возникает и исчезает вместе с прекращением существования государства. Этот принцип получил отражение в п.1 ст.2 Устава ООН, Декларации принципов МП 1970 г. Он включает также обязательство уважать суверенитет других государств.
2. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств – обязательство государств и др. субъектов МП не вмешиваться прямо или косвенно в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого-либо государства. Недопустимо любое вмешательство независимо от его интенсивности: экон., полит., военное. Принцип отражен в п.7 ст.2 Устава ООН, в Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, принятой ГА ООН в 1965 г., в Декларации принципов МП 1970 г. Дела, входящие во внутреннюю компетенцию, - это такие дела, которые государство вправе решать самостоятельно, без согласования с другими членами м/н сообщества. Государства добровольно могут сделать предметом обсуждения в к-л. м/н органе вопросы, относящиеся к их внутренней компетенции. Каждое государство само определяет, представляет та или иная акция вмешательство в дела внутренней компетенции. Это не относится к вопросам, имеющим общепризнанное м/н значение. Кроме того, если согласно Уставу ООН, СБ решил, что какая-л. ситуация требует применения принудительных мер, такая ситуация тем самым признается м/н вопросом, и принцип невмешательства на нее не распространяется. СБ вправе также расследовать любой спор или ситуацию с целью определить, не может ли их продолжение угрожать м/н миру и безопасности. Это расследование не является нарушением принципа невмешательства.
3. Принцип неприменения силы (угрозы силой ) – обязательство государств не прибегать к силе или угрозе ее применения в межгосуд. отношениях. Принцип отражен в п.4. ст.2 Устава ООН, Декларации 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Применение силы в нарушение данного принципа рассматривается как агрессия. Запрещено как прямое применение силы, например вторжение регулярной армии одного гос-ва на территорию другого, военная оккупаци я и т.п., так и косвенное – засылка на территорию другого гос-ва вооруженных банд, наемников, оказание помощи одной из сторон в гражданской войне, участие в гражданской войне, организация терактов на территории другого гос-ва. Недопустимо также осуществление невоенных силовых актов, к примеру посягающих на экономическую безопасность гос-ва. Согласно Декларации 1970 г., недопустимо применение репрессалий с использованием силы.
Правомерным применением вооруженной силы яв-ся осуществление гос-ми права на индивид. или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, осуществление принудительных мер военного характера по решению СБ ООН и вооруженная борьба народов против попыток воспрепятствовать реализации их права на самоопределение.
4. Принцип мирного разрешения международных споров - обязательство государств разрешать все свои м/н споры мирными средствами. В п.3 ст.2 Устава ООН говорится о том, что все члены организации разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе м/н мир, безопасность и справедливость. И в Декларации 1970 г., и в Заключит.акте СБСЕ 1975 г. указывается, что гос-ва вправе свободно выбирать любые мирные средства урегулирования споров. Гос-ва, кроме того, должны стремиться к скорейшему разрешению спора, в который они вовлечены. Принцип распространяется не только на споры, но и на любые конфликтные ситуации.
Если СБ ООН, расследовав какой-л. спор или ситуацию, решил, что их продолжение не может угрожать м/н миру и безопасности, это не снимает с заинтересованных сторон обязанности стремиться к их мирному урегулированию.
5. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств – обязательство каждого гос-ва уважать территориальную целостность и неприкосновенность другого гос-ва. В Уставе ООН прямо не закреплен. В п.4 ст.2 Устава, посвященном принципу неприм. силы, указывается на недопустимость применения силы или угрозы ее применения против территориальной неприкосновенности и полит.независимости гос-в. Основные элементы данного принципа, исходя их Устава ООН, Декларации 1970 г., определения агрессии, Заключит.акта СБСЕ 1975 г.: территория гос-ва не может быть объектом приобретения другим гос-вом в результате угрозы силой или ее применения, т.е. аннексирована, не может быть объектом военной оккупации; аннексированные территориальные приобретения признаются недействительными и неправомерными, гос-ва обязаны признать неприкосновенность границ друг друга. В модифицированном виде данный принцип нашел отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. как принцип нерушимости границ, где акцент делается не на недопустимости нарушения гос. границ (это само собой разумеется), а на недопустимости перекройки границ путем любых посягательств на них.
6. Принцип нерушимости государственных границ – определение способов и форм сотрудничества государств в части обеспечения и защиты границ, включая заключение договоров об их делимитации и демаркации, коллективную самооборону, решение пограничных споров и выработку соответствующих механизмов. В писаной форме он отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных организаций. Кроме того – в нормах Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., в Декларации принципов 1970 г.
7. Принцип равноправия и самоопределения народов – обязательство гос-в признавать, уважать и обеспечивать равноправие и самоопределение народов. Он закреплен в п.2 ст.2 Устава, его содержание раскрыто в ряде м/н документов: в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой ГА ООН в 1960 г., Декларации1970 г., Заключит. акте СБСЕ 1975 г. Все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой полит. статус и осуществлять свое эконом., соц., культ.развитие, а также решать, каким способом осуществлять свое самоопределение – создавать собственное гос-во, присоединяться к другому и т.д. Однако право на отделение не является обязательным элементом права на самоопределение. В м/н документах подчеркивается, что право на самоопределение не должно истолковываться как поощряющее или санкционирующее любые действия, которые вели бы к расчленению гос-ва или нарушению его территориальной целостности, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов и обеспечивающих представительство в своих органах всех слоев населения без различия расы, вероисповедания и т.д. Право на отделение как возможный вариант осуществления права на самоопределение признано за народами, проживающими в тех гос-вах, которые не соблюдают принцип самоопределения, народами колоний и др. зависимых территорий, народами, чьи территории были аннексированы после принятия Устава, и народами, имеющими право на отделение по конституции гос-ва.
8. Принцип уважения прав человека – обязательство гос-ва уважать и соблюдать права человека, а также содействовать его всеобщему уважению и соблюдению. Этот принцип закреплен в Уставе ООН косвенно (п.3 ст.1, ст. 55 Устава ООН – ООН содействует уважению и соблюдению прав и основных свобод человека). В Заключит.акте СБСЕ уважение прав человека выделено в качестве отдельного принципа. В первую очередь, гос-ва обязаны обеспечить уважение прав человека в пределах их юрисдикции, далее это обязательство было конкретизировано в документах МОРГ и конференций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., М/н пакт об эконом., соц. и культурных правах и М/н пакт о гражд. и полит.правах 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим. Нарушением принципа считались массовые и грубые нарушения прав человека, но сейчас и индивидуальные случаи могут рассматриваться как м/н проблема и привлекать внимание м/н органов, и это не воспринимается как вмешательство во внутренние дела.
9. Принцип добросовестного соблюдения взятых на себя обязательств – каждое гос-во обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МП, а также из договоров, в которых оно участвует («pacta sunt servanda» – «договоры должны соблюдаться»), распространяющих на него действие обычных норм МП, а также обязательства, взятые в одностороннем порядке. Если обязательства, вытекающие из м/н договоров противоречат обязательствам членов по Уставу, преимущественную силу имеет Устав.
Принцип сформулирован в п.2 ст.2 Устава ООН, Декларации 1970 г., Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
10. Принцип сотрудничества государств – обязательство гос-в сотрудничать друг с другом независимо от различий их полит., экон., соц. систем во всех областях МО. Принцип вытекает из целей ООН. В Декларации 1970 г. и Заключит.акте СБСЕ 1975 г. выделен в качестве отдельного принципа. В Декларации перечисляются основные сферы сотрудничества. Они охватывают такие вопросы, как поддержание м/н мира и стабильности, установление всеобщего уважения прав человека, ликвидация всех форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости, развитие экон., соц., культ, торговых отношений, а также в области науки и техники.
5. Понятие норм международного публичного права, их особенности и иерархия.
Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.
Особенности структуры международно-правовых норм. Международно-правовая норма, как и любая правовая норма, имеет структуру, состоящую из трех элементов: 1. гипотезы, 2. диспозиции, 3. санкции.
Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие. Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).
Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.
Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
Классификация международно-правовых норм.
1) По форме объективирования нормы международного права делятся на договорные и обычно-правовые.
2) По количеству участников - на нормы, обязывающие двух субъектов международного права (двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (многосторонних договорах).
3) По субъектно-территориальной сфере действия - на универсальные и локальные.
4) По юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы.
Императивная норма общего международного права (jus cogens) является нормой, которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам международного права возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу.
5) По видам международно-правовых норм - на нормы материального права и нормы процессуального права.
6) В зависимости от функционального назначения - на регулятивные и охранительные (обеспечительные). Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов международного права, а охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст.ст. 41, 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).
7) По характеру субъективных прав и обязанностей - на обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.
6. Понятие, классификация и общая характеристика субъектов современного международного права.
Субъекты МП – это носители субъективных юридических прав и обязанностей, возникающих у лица в результате распространения на него действия каких-либо норм МП, либо индивидуальных предписаний, дозволений и запретов, содержащихся в международно-правовых актах.
Субъекты МП могут быть первичными и производными.
Первичными субъектами являются государства, а в некоторых случаях народы и нации, борющиеся за самоопределение. Этих участников никто не создает в качестве таковых, их появление – результат естественно-исторического процесса.
Производные субъекты создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государствоподобные образования типа вольных городов.
Любой субъект МП обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.
Правоспособность – это способность субъекта МП иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают государства в момент признания; Межправительственные организации – с момента вступления учредительных документов в силу.
Дееспособность – означает осуществление субъектами МП самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.
В отличии от субъектов внутреннего права субъекты МП обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
Правосубъектность. Все субъекты МП являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью.
Субъекты МП обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.
Общая – это способность акторов быть субъектом МП вообще (ipso facto). Такойправосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами МП. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.
Отраслевая – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностьюобладают межправительственные организации.
Специальная – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли МП. Специальнойправосубъектностью, например, обладают физические лица.
Т.о., субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом ООН, международных отношений, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.
Правосубъектность физических лиц. Существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом МП. Широко распространена точка зрения, согласно которой в МП нет запретов наделять индивидов международной правосубъектностью, и решение этого вопроса определяется намерением договаривающихся государств. Обычно наличие у индивидов международной правосубъектности связывают с предоставлением им возможности прямого доступа в международные органы в качестве петиционеров, истцов, ответчиков и т.д.
В отечественной доктрине преобладает другая точка зрения, суть которой сводится к тому, что индивиды объективно не могут быть участниками межвластных, межгосударственных отношений и тем самым субъектами МП. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные органы связана с растущим стремлением к защите прав человека с помощью международных механизмов. Сам по себе такой доступ не превращает их всубъектов МП, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационными средствами.
Правосубъектность ТНК. В западной доктрине высказывается мнение о том, что определенные компании, прежде всего ТНК, в современных условиях приобретают международную правосубъектность. Их экономическая мощь и влияние на мировую политику в ряде случаев превращают их в наиболее весомую силу на международной арене, чем некоторые государства.
Если допустить, что индивиды могут становиться субъектами МП, то тогда логичным будет вывод о возможности приобретения международной правосубъектности ТНК. Если же исходить из того, что субъектом МП может быть только то образование, которое способно участвовать в межвластных, межгосударственных отношениях, то придется признать, что никакая компания не обладает качествами, присущими государству, и не способна участвовать в таких отношениях. Договоры, заключаемые между государствами и компаниями, являются не межгосударственными соглашениями, а частноправными контрактами и относятся к сфере МЧП.
Правосубъектность неправительственных международных организаций. Можно говорить с достаточной степенью определенности, что у них отсутствует ряд атрибутов, необходимых для их признания в качестве субъектов МП. Речь идет о таких признаках, как способность создавать нормы МП и обеспечить их выполнение. В то же время НПО, не являясь субъектами МП, могут обладать некоторыми чертами международной правосубъектности, в том числе иметь определенные права и обязанности, установленные международно-правовыми нормами. Одним из примеров может здесь служить консультативный статус НПО в предоставляющий этим организациям (в зависимость от типа статуса) такие права, как включение вопросов в повестку дня сессии ЭКОСОС и его вспомогательных органов, участие в их работе и т.д.
7. Признание как институт международного публичного права. Виды признания по объему и виды признания по адресатам.
Признание - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет либо о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства.
Теории признания. Существуют две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно конститутивной теории только признание придает дестинатору (адресату) признания соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, правительству - способность представлять субъект МП в межгосударственных отношениях. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, 1) неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества, и 2) как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, - эффективно представлять субъект международного права и без официального признания. Другими словами, возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта МП. Им оно становится только после получения признания.
Согласно декларативной теории признание не сообщает государству соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Т.е. государство является субъектом МП с момента возникновения. Признание не наделяет государство международнойправосубъектностью, а лишь констатирует и способствует вхождению нового государства в систему МО.
Формы признания. Существуют две формы официального признания: де-факто (defacto) и де-юре (dejure). Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях.
При признании де-факто объем наступающих правовых последствий меньше. Такое признание - выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.
Признание де-юре - полное, окончательное. Оно, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.
Встречаются случаи, когда государства, правительства (или др. власти) вступают в контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании adhoc. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 г. известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.
Виды признания. Их различают в зависимости от адресатов признания. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные, или промежуточные (признание народов или наций восставшей или воюющей стороной, организаций сопротивления и правительств в изгнании). Предварительные виды признаний применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.
Вопрос о признании возникает в том случае, если появляется новое государство в результате объединения нескольких, либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо если из состава какого-либо государства выделяется новое.
Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобрение, некоторые государства стали придерживаться политики поддержания от какого-либо официального признания (доктрина Эстрады 1930 г. – по имени мин.ин.дел Мексики). Речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, т.к. в таких случаях обычно сохраняются дипломатические отношения или иные форма официальных контактов с новым правительством.
Цель признания в качестве восставшей и воюющей сторон – обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами.
8. Правопреемство государств в отношении международных договоров.
При объединении государств и создании таким образом одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство— участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к той части территории государства-преемника, в отношении которой он находился в силе в момент правопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство-преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться государство-преемник и все другие участники многостороннего договора с ограниченным числом участвующих государств либо договора, объект или цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении упомянутой части территории государства-преемника.
Если многосторонний договор не относится к одной из двух названных категорий, государство-преемник может уведомить других участников договора, что он применяется в отношении всей его территории.
При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разделения государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином. Если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь той части государства-предшественника, которая стала государством-преемником, он продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.
Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника, за исключением случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия.
Когда после отделения частиего территории государство-предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся лишь к отделившейся территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории; однако заинтересованные государства могут договориться об ином.
Регулируя правопреемство в отношении договоров в случаях объединения государств, разделения государства, отделения от него части территории или передачи части его территории другому государству. Венская конвенция 1978 года устанавливает, что такое правопреемство не может иметь место, когда «из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом и изменяло бы условия его действия».
Современное международное право — и это также нашло свое отражение в Венской конвенции — исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах. Правопреемство государств не затрагивает, кроме того, обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.
В решении вопросов правопреемства в отношении договорного наследия бывшего Союза ССР те государства-правопреемники, которые образовали СНГ, в значительной мере опирались на норму международного права, выраженную и в Венской конвенции 1978 года, согласно которой соответствующие вопросы могут решаться по договоренности между государствами-преемниками. Уже в учредительных актах Содружества (Беловежское соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинский протокол к нему, а также Декларация от 21 декабря 1991 г.) они предусмотрели, что гарантируют выполнение обязательств распавшегося СССР, а в Меморандуме о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза, представляющих взаимный интерес, от 6 июля 1992 г. государства СНГ, признавая роль этих договоров «в деле стабилизации и дальнейшего развития отношений с другими государствами», сочли необходимым определить общий подход к решению вопросов правопреемства в отношении этих договоров (общее число их превышает 15000).
В решении Совета глав государств СНГ по вопросам правопреемства от 12 марта 1992 г. говорилось о договорах, «представляющих взаимный интерес». Практически, как указывается в Меморандуме от 6 июля 1992 г., все многосторонние договоры бывшего СССР представляют общий интерес для государств Содружества; Они не требуют каких-либо совместных решений или действий их участников, и каждое государство СНГ решает вопрос об участии в этих договорах самостоятельно, «в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания договора».
Имеется, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частности в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. Применительно к каждому такому договору потребовались принятие решений или действия со стороны тех государств СНГ, к которым эти договоры применимы, а в тех случаях, когда это необходимо, — с участием и других партнеров по договору.
Например, в связи с заключенным в 1991 году Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР были дислоцированы, подписали вместе с США Лиссабонский протокол от 23 мая 1992 г. к этому Договору. Протокол предусматривает, что названные четыре государства «в качестве государств-правопреемников» Союза принимают на себя его обязательства по договору и будут выполнять их применительно к своим национальным территориям. Для целей проведения договора в жизнь фигурирующее в нем название «Союз Советских Социалистических Республик» впредь означает Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Украину.
В интересах осуществления Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанного с ним Соглашения о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники Болгарин, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (подписаны, соответственно, 3 и 19 ноября 1990 г.) 15 ноября 1992 г. было заключено Соглашение о принципах и порядке выполнения этого Договора. Сторонами этого Соглашения являются государства, расположенные в пределах той части бывшего Союза ССР, на которую распространяется ДОВСЕ — Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия и Украина, которые по Соглашению рассматриваются в качестве правопреемников СССР в отношении этого Договора. Протоколом к этому Соглашению определены в рамках квоты, предусматривавшейся для Союза договоренностью стран бывшего Варшавского договора, численные потолки наличия танков, боевых бронированных машин, артиллерии, боевых самолетов и ударных вертолетов для участников Протокола.
В рамках СНГ в октябре 1992 года были приняты решения, предусматривающие правопреемство подписавших эти решения Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины в выполнении Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года применительно к их соответственным территориям.
9. Правопреемство государств в отношении государственных долгов и собственности.
Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.
Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредитора. Например, после распада СССР Российская Федерация как правопреемник Союза ССР приняла на себя обязательства о частичном урегулировании задолженностей бывшего СССР перед Финляндской Республикой. В Соглашении от 30 мая 1995 г. определены условия реструктуризации задолженности.
Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.
Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.
Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.
Если же государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. Например, в 1905 г. Норвегия и Швеция отделились друг от друга, каждая из них сохранила свой личный долг.
Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.
Согласно ст. 14 Венской конвенции 1983 г. в случае передачи части территории другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может быть решена двумя способами:
а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику;
б) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.
Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.
В случае если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, то недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого оно находится. Если же недвижимая собственность государства-предшественника находится за пределами его территории, то она переходит к государствам-преемникам в справедливых долях. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства государства, переходит к соответствующему государству-преемнику. Иная движимая собственность переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.
Например, движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории, инвестиции, находящиеся за рубежом, были распределены в соответствии со следующей шкалой фиксированных долей в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика – 1,64%: Республика Армения – 0,86; Республика Беларусь – 4,13; Республика Казахстан – 3,86; Республика Кыргызстан – 0,95; Республика Молдова – 1,29; Российская Федерация – 61,34; Республика Таджикистан – 0,82; Туркменистан – 0,70; Республика Узбекистан – 3,27; Украина – 16,37. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,7%.
Согласно ст. 2 Соглашения о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. применение указанных выше фиксированных долей относится не только к недвижимости, используемой дипломатическими, консульскими и иными представительствами бывшего Союза ССР, и движимости, связанной с обслуживанием этих представительств, но также ко всем видам инфраструктур и прибыли от их эксплуатации; к доходам от реализации всех видов собственности, принадлежавшей бывшему Союзу ССР за рубежом; к собственности и прибыли от деятельности СССР, а также юридических лиц, находившихся под его юрисдикцией или контролем; прибыли, полученной от выполнения всех видов контрактных и других видов работ в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями бывшего Союза ССР; к космическим, воздушным, морским, наземным и другим системам и инфраструктурам, а также прибыли, полученной от их эксплуатации. Согласованная шкала применяется также ко всем другим видам собственности бывшего Союза ССР за рубежом.
Каждая сторона – участник Соглашения 1992 г. имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение причитающейся и отошедшей к ней фиксированной долей от всей собственности бывшего СССР, а также правом на ее выделение в натуре.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. Российская Федерация как государство – продолжатель Союза ССР приняла на себя все права на недвижимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности.
10. Понятие, источники и субъекты международно-правовой ответственности. Деяния, приписываемые государству.
Международно-правовая ответственность – юридические последствия, наступающие для субъекта МП, нарушившего действующие нормы МП и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.
Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения.
Международное преступление — это особо опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие основные принципы МП, представляющее угрозу международному миру и безопасности.
Поскольку такие преступления затрагивают практически все международное сообщество, государства в соответствии с Уставом ООН вправе принимать коллективные меры по их пресечению. Примерами этому могут служить использование войск ООН в Корее (1950-1953 гг.) для пресечения агрессии КНДР против Ю.Кореи; использование многонациональных сил антииракской коалиции согласно рез. СБ ООН №678 для подавления Ирака силой и освобождения в феврале 1991 г. Кувейта, захваченного войсками Ирака в августе 1990 г.
В качестве тягчайших международных преступлений впервые в истории в уставах Международных военных трибуналов в Нюрнберге 1945 года и Токио 1946 год а были названы преступления против мира (планирование, подготовка или ведение агрессивных войн), военные преступления ( нарушение законов и обычаев войны, убийства военнопленных, заложников, увод в рабство, бессмысленное уничтожение населенных пунктов)и преступления против человечности ( геноцид, апартеид, расизм, колониализм).
В дальнейшем квалификацию преступлений против человечности получили:
- геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.),
- расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.),
- апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.),
- применение ЯО ( Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ЯО для целей войны),
- колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.).
В 1997 году Комиссия МП подготовила новый проект кодекса. В него включены следующие составы международных преступлений: агрессия, угроза агрессией; вмешательство во внутренние дела государства, колониальное и другие формы иностранного господства, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.
К серьезным военным преступлениям относят нарушения международного гуманитарного права (законов и обычаев войны и Женевских конвенций 1949 года, дополненных в 1977 году двумя протоколами). К ним относятся умышленное убийство лиц, находящихся под покровительством Женевских конвенций, пытки и другое бесчеловечное обращение, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, принуждение военнопленного или гражданского лица служить в неприятельской армии, незаконное депортирование гражданских лиц, взятие гражданских лиц в качестве заложников.
К нарушениям законов и обычаев войны относят, в частности, применение отравляющих веществ и видов оружия, предназначенных причинять излишние страдания; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пункты; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, культурных и научных учреждений и исторических памятников; разграбление общественной или частной собственности.
Преступления, совершаемые отдельными лицами или группами лиц не от имени государства, но имеющие международные последствия, считаются преступлениямимеждународного характера. С ними государства борются путем заключения специальных договоров, по которым соответствующие лица подлежат уголовному наказанию либо в суде государства пребывания, либо в суде государства, которому их выдают для целей уголовного преследования. Иначе говоря, в отношении преступлений международного характера действует национальная уголовная юрисдикция.
Что касается международных преступлений, совершаемых государствами, то ответственность государства возникает в форме ограничения его юрисдикции в отношении собственных граждан — непосредственных участников совершения международного преступления. Для этого учреждаются суды, осуществляющие международную уголовную юрисдикцию.
Впервые такие Международные трибуналы были созданы в 1945 году для суда над главными нацистскими преступниками и в 1946 году — над японскими милитаристами.
Наказанию преступники подлежат, как общее правило, в тех странах, где они совершили преступления.
Следующий шаг на этом пути был сделан СБ ООН, который резолюцией № 808 в 1993 году учредил Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, а в 1994 году резолюцией № 955 учредил Международный трибунал по Руанде.
17 июля 1998 г. дипломатическая конференция в Риме приняла Статут Международного уголовного суда, по которому к международной уголовной юрисдикции отнесены следующие составы преступлений: преступление геноцида, преступления против человечности (убийство, истребление, порабощение, депортация или насильственное перемещение, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование и т.п., совершаемые в отношении гражданского населения); военные преступления (серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.), преступление агрессии.
В отношении военных преступлений и преступлений против человечества действует принцип неприменимости срока давности. Он нашел закрепление в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года.
11. Политическая ответственность государств и ее формы.
12. Материальная ответственность государств и ее формы.
Вопрос 11,12 в одном!!!
Международно-правовая ответственность – это обязанность субъектов МП, прежде всего, государств, претерпеть определенные неблагоприятные последствия, предусматриваемые МП, и обязанность ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекта МП.
Международные правонарушения подразделяются на ординарные (международные деликты – нарушения в отношении одного субъекта или группы субъектов) и нарушения обязательств в отношении мирового сообщества.
Виды международно-правовой ответственности:
1. Политическая (нематериальная): если субъект МП нарушает принципы и/или нормы МП. Этот вид ответственности возникает из самого факта нарушения нормы, охраняющей интересы другого государства (напр. нарушение неприкосновенности дип. миссии). Эта ответственность возникает, даже если нет имущественного ущерба или иных видимых негативных последствий. Считается, что всякое правонарушение наносит моральный вред, подрывает международный авторитет пострадавшего и устойчивость самого международного правопорядка. Это м. быть как действие, так и бездействие. Политическая ответственность разнообразна: принесение извинений, временная оккупация части или всей территории государства, временное лишение его международной дееспособности.
2. Материальная: Она возникает в двух случаях:
1- когда правонарушение повлекло материальный ущерб (политическая и материальная ответственности могут возникнуть одновременно как результат одного и того же правонарушения)
2- когда без нарушения нормы права возник материальный ущерб в результате правомерных действий, но его возмещение предусмотрено специальным международным договором.
Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты МПП. Этими субъектами могут быть и являются государства и другие субъекты МП. В определенных случаях ими могут стать и физические лица – например, при совершении ими преступлений против человечества. Однако при этом международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов МП. Она возникла после 1 мировой войны (Версальский договор ст. 229). 30 окт. 1943 принята декларация об ответственности лиц за деяния, совершенные во время военных действий. Результат – Нюрнбергский и Токийский трибуналы 1946. В наши дни 22.02.93 создан трибунал по бывшей Югославии. 17 июля 1999 – принят Римский Статут (мы его пока не ратифицировали).
В России Уголовный Кодекс статья 356 – об уголовной ответственности за военные преступления. Без срока давности.
Материальную ответственность несут только государства!
Формы реализации международно-правовой ответственности:
1. Политическая ответственность
А) Сатисфакция – это удовлетворение государством-правонрушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель - восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. В случаях, когда международное правонарушение не причинило материальный ущерб, ответственность государства-правонарушителя осуществляется только с помощью сатисфакции. Наиболее характерные формы – принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.
Б) Репрессалии – ответные действия со стороны затронутого государства (напр. Задержание рыболовного судна или действия по индивидуальной или коллективной обороне в отношении агрессора). Если бы эти действия были совершены государством первыми, а не в качестве ответных, считались бы международными правонарушениями. В МП сравнительно долго существует запрет применения репрессалий. Наиболее важным является запрет вооруженных репрессалий, вытекающий из принципа неприменения силы. Репрессалии не должны противоречить принципу уважения прав человека. Репрессалии считаются исключительной мерой.
В) Реторсии – ответные ограничительные меры в связи с недружественными действиями или международными правонарушениями (напр. отзыв посла). Реторсии не обязательно повторяют буквально то, что сделал правонарушитель.