double arrow

Вопрос 23: Понятие и правовые формы демократии

Исторически первой формой демократии было рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение (как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политическорй и неполитической.

Принципы демократии:

1. Признание народа высшим источником власти

2. Выборность основных органов государства

3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия – власть (kratos) народа (demos), является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

1. демократия охватывает область отношений область отношений личности, общества, государства.

2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.

Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

1. конституционное закрепление народа как источника власти,

2. политические права и свободы граждан очерчены законом

3. действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

4. граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

5. принцип разделения властей

6. на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

7. демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делам осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.

Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.

Лекции: Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).

Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Д. Законами не вводится. Для того, чтобы Д функционировала в обществе необходим целый пласт, сформированный в обществе демократический, культурный.

Д характеризуется внутренним механизмом принятия решений, опирается на количественные характеристики, т.е. меньшинство должно подчиняться большинству. В рамках современной демократии не стоит абсолютизировать роль общества. Меньшинство обязано подчиняться большинству, только если полностью защищены его законные интересы. В современный период Д характеризуется качественной характеристикой. В 1-ю очередь, это отсутствие узурпации власти, т.е. в рамках Д действует только легальная власть.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Формы:

Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.

Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

4. нарастание авторитарных тенденций вследствие оттеснения законодателей исполнительной властью

5. слабая легитимация из-за отстранения народа

6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: