Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Однако он имеет двойственную природу:
Ø он предопределен предметом правового регулирования (т.е. имеет зависимость);
Ø он играет самостоятельную роль (без метода нет отрасли).
Учение о методах основано на видах. Есть два основных вида, определенные предметом: Централизованное регулирование, децентрализованное регулирование.
Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования кладется в основу разделения и группирования норм права по отраслям. Наиболее распространенными являются
-императивный (метод субординации). В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения. Чаще всего применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений.
-диспозитивный (метод координации) методы регулирования. Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения, обычно применяется в частно-правовой сфере.
|
|
Юридическое значение метода:
1. Определяет правовой статус (правовое положение) участников будущих отношений в той или иной отрасли (в субординации – подчинение, в координации – равенство, т.е. воли согласуются);
2. С помощью метода определяется преобладающее основание возникновения общественных отношений, т.е. вид юридических фактов (субординации – это акт применения права, т.е. государственно-властный, индивидуальный; координации – преобладающим основанием является сделка, договор);
3. С помощью метода в отрасли определяется преобладающий способ защиты прав (для субординации – преобладает юридическая ответственность, для координации – правовосстановительные меры).
По предмету и методу отрасли делятся на
Ø первичные (профилирующие), которые имеют самостоятельный предмет и формируют юридический метод (КП, АП, ГП, УП, ГПК, УПП);
Ø специальные отрасли имеют самостоятельный предмет, но заимствуют метод у профилирующих (СП, ТП, ФП);
Ø комплексные отрасли, они заимствуют предмет или у специальных или у профилирующих и не имеют самостоятельного метода (природоохранное право).
Вопрос 50: Система права и система законодательства.
Система права – это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части, связанные между собой.