Раздел I. ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.
1.1. Процесс бизнес – планирования
Бизнес-план это официальный документ. Объем информации необходимой для составления бизнес-плана постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и (или) его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.
Первый вид бизнес-плана - официальный, является кратким изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).
Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет:
• глубже понять важность официального бизнес-плана;
• составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнется новое дело;
• детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, и таким образом быть готовым преодолеть их в будущем, так как сможете принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане;
• заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы в целом имеете контроль (персонал, материальные запасы), и внешний (экономика, новое законодательство), т. е. что вы не в состоянии изменить;
• осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения;
• по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана.
Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном плане, для того чтобы было легче осуществлять ссылки. Он должен быть особо конфиденциальным. Рабочие материалы должны отражать информацию, которую вы не хотите включать в официальный бизнес-план. В них конкретизируются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, информация о конкурентах и сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.
Помня о пробелах в информации, вы сможете их заполнить, когда появится возможность иметь больше сведений. Следует нумеровать и ставить даты на всех своих дополнениях. Часть документации рабочего бизнес-плана может использоваться в качестве приложений к официальному плану или предоставляться по запросам партнеров и членов команды разработчиков.
Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес – планирования - это оценка инициаторами проекта:
• возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
• потенциальных потребителей;
• конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
• своего сегмента рынка;
• показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
• достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.
Бизнес-план это:
• изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
• определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
• предвидение рисков предпринимательской деятельности;
• конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
• развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации в России являются:
1) создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают возможность получения определенных доходов (поток доходов или серию денежных потоков);
2) разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера:
• эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
• подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
• подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
• выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и закрытых АО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);
• обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
1.2. Последовательность разработки бизнес-плана
1. Сбор и анализ информации о продукции (услуге).
Описание продукции (услуги)
2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта.
(«Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли («Описание предприятия и отрасли»)
4. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами, и другими ресурсами (Производственный план)
5. Расчет потребного капитала и источников финансирования (Финансовый план)
6. Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности (направленность и эффективность проекта)
7. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта (Организационный план)
8. Решение вопроса рисков и гарантий (Риски и гарантии)
9. Подбор материалов и составление приложений
10. Составление краткого содержания проекта (Резюме)
11. Составление аннотации на проект (Аннотация)
12. Оформление титульного листа
Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми - без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла.
Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных целей. И, конечно, особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций.
Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т.д.
Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации, может иметься напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора.
Рекомендуется предоставить информацию:
• аннотация (0,5—1 стр.) - для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений;
• резюме (2-3 стр.) - в качестве дополнительной информации для ознакомления с бизнес-планом;
• бизнес-план (15-50 стр. без приложений)— для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.
Аннотация должна быть составлена так, чтобы первично знакомящийся с вашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.
Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2-3 машинописных страниц. Необходимо добиваться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия (приложение 1).
Местонахождение фирмы
Удачное расположение фирмы способно приносить прибыль. В то время как для одних видов предпринимательской деятельности местонахождение не имеет принципиального значения, для других - в особенности для ресторанов и торговых предприятий - это один из существенных факторов, определяющих успех дела.
У каждой фирмы - свои запросы. В обрабатывающей промышленности и оптовой торговле низкая арендная плата и близость транспортных магистралей ценятся гораздо выше, чем местонахождение как таковое или близость потребителя. Для розничной торговли последнее обстоятельство имеет решающее значение. В этом разделе вам предстоит ответить на следующие вопросы:
1. По какому адресу находится фирма?
2. Каковы особенности помещения, занимаемого фирмой?
3. Вы арендуете землю или она принадлежит вам?
4. Есть ли необходимость в реконструкции здания? Если да, то во что это обойдется? Изучите прейскуранты нескольких возможных подрядных организаций и включите их в перечень сопроводительных документов.
5. Есть ли зональные ограничения на занятие данным видом предпринимательской деятельности в близлежащих районах?
6. Какие виды бизнеса наиболее распространены в данном регионе? Например, брокеры по продаже автомашин предпочитают группироваться в одном месте. То же относится к бизнесу в области искусства, ресторанам, ювелирным магазинам и финансовым учреждениям.
7. Почему вы выбрали именно это место, а не другое?
8. Почему вы считаете его наиболее подходящим для своей фирмы?
9. Как отразится ваш выбор на текущих издержках?
Если вы уже начали свою деятельность и местонахождение фирмы выбрано удачно, держите в поле зрения все изменения, происходящие в вашем районе, - строительство дорог, изменения в численности и составе населения, перемещение людей, поправки, вносимые в муниципальные постановления. Старайтесь предвидеть эти изменения. Проанализируйте данные переписей населения за несколько лет, чтобы выявить долговременные тенденции. Поддерживайте постоянные контакты с агентами по продаже недвижимости, которые наверняка в курсе происходящих событий.