Вопрос №26:Психология больших социальных групп

Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие группы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. В первом случае — это объективные социальные связи данной общности. Так, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений и которое определяется общественным разделением труда. Основанием для выделения нации как социальной группы служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные социально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания. Она определена объективно. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Психологические явления составляют основание этих объединений. Это — психологические общности.Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.

По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы. По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации). Можно также говорить об условных и реальных группах. При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

В своем развитии социальные группы проходят ряд этапов. Согласно классификации Г.Г. Дилигенского, таких уровней три.

1. Первый (самый низкий) уровень — типологический. Он характеризуется тем, что члены-группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности. Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом, осуществляя специфический вид деятельности.

2. Второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности.

3. Третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интере­сов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей. По Дилигенскому, это уровень солидарности. Данный уровень также можно назвать уровнем интегри­рованности. Предприниматели, осознавая общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности.

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание и др. Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием. В историческом процессе меняются механизмы познавательной деятельности. Ярким примером является современное российское общество, претерпевшее глубокие изменения в период коренных социально-экономических и политических преобразований в стране. Известны также особенности восточного и западного стилей мышления.

Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, идеалами.

Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:

1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности.

В сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства (Зотова О. И., Новиков В. В., Шорохова Е. В., 1983) были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды раз­вития России.

В интересах группы субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направленность психики и деятельности на удов­летворение потребностей. В общественных интересах отражаются потребности об­щества в целом и отдельных социальных групп. В процессе общественного развития интересы претерпевают изменения. Например, интерес к предпринимательству в России возник в ходе социально-экономических преобразований.В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтерна­тивных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отноше­ние к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Иде­ал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь ре­ального или нереального желаемого явления.

Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, соци­альные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Феномен общест­венных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положи­тельных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его по­люсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом — упадка, растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности боль­ших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.

Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органи­чески взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных конкретно-исто­рических условиях проявляется двояким образом:

· как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

· как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации и т. д.).

Психический склад — это наиболее устойчивое образование в психологии общно­сти. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привы­чек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей и ориентации, в которых происходит процесс социализации. Социальный характер с определенной логикой детерминирует одни поступ­ки и исключает другие. Традициями называются исторически сложившиеся под вли­янием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей. Обычаи — это прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила реагирования на конкретные события, осуществле­ния некоторых общественно и личностно значимых событий (особые моменты тру­довой деятельности, быта, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, праздники и др.) Обычай хранит определенный опыт, является символом определенных ценностей, выработанных обществом, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, личности (например, отношение к старшим).

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедея­тельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в матери­альном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, отдельного человека выражается система их отношений к обществу, тру­ду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения многообразными спо­собами отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных установках, потребностях, стиле жизни и поведения. Психологические особенности с разной интенсивностью проявляются у разных социальных групп. Яркие формы они приобретают, например, в психологии наций и этнических общностей.

Социальная стратификация

Термин «стратификация» происходит от латинского stratum — слой. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию. У различных авторов понятие «страта» нередко подменяется иными ключевыми словами: «класс», «сословие». Употребляя ниже все эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

К. Маркс ввел единственное основание вертикального рассмотрения структуры общества — обладание собственностью. Поэтому его социальная структура общества сводилась фактически к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию, некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия.

Вот почему М. Вебер расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов) он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни, как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на верхние этажи социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, по уровню образования, а также по некоторым другим. Можно, видимо, утверждать, что эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать воспроизводство социальных связей, а также направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

Каковы механизмы, поддерживающие иерархическую структуру общества? Для поддержания социальной иерархии в обществе первоначально было найдено простое решение: рожденный в семье раба должен остаться рабом, в семье дворянина — представителем высшего класса. Вся система социальных статусов (право, армия, суд и церковь) следили за соблюдением правил сословной организации иерархической структуры общества.

Устойчивость такой иерархической системы могла поддерживаться только силой: либо силой оружия, обладание которым было исключительным правом высших слоев; либо силой религии, имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей; либо силой соответствующих законов, норм, обычаев, на соблюдение которых была нацелена вся мощь государственного аппарата.

Иерархическая система современного общества лишена указанной жесткости. Формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальном пространстве, подниматься на высшие этажи социальной лестницы или находиться в низших эшелонах. Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к размыванию иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию (структуру).

Было замечено, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение серьезного напряжения между верхними и нижними слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода.

П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнищании масс при капитализме, тем не менее был также склонен считать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти не беспределен. По его мнению, существует точка насыщения, дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы сдерживания пагубной тенденции: либо проводятся реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации (структурой общества). Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации прежде всего за счет усечения верхушки конуса — явление, повторяющееся в истории всех обществ. Важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмеченную П. Сорокиным. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным, низводящим на нет сам принцип социальной иерархии. Неравенство — не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношениях к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, самореализации, самоутверждению, а общество — единственного энергетического источника развития.

Плодотворной представляется идея, высказанная еще Г. Зиммелем о том, что стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше количественно средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность гасится не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая 55-60%. На социальной лестнице он размещается между элитой (верхами) и рабочими либо социальными низами. Увеличение его роли в обществе объясняется вполне объективными причинами. В развитых странах в XX в. происходит сокращение ручного труда и расширение умственного как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Следовательно, сокращается численность рабочих и крестьян, последние составляют в США лишь 5%. Но это не традиционные крестьяне, а независимые и зажиточные фермеры. Список новых профессий обогащается не за счет малоквалифицированных, как прежде, а за счет высококвалифицированных, наукоемких специальностей, связанных с прогрессивными технологиями. Их представители автоматически попадают в средний класс. С 1950 по 2000 г. доход американской семьи удвоился. Возросла покупательская способность населения, меньше надо работать, чтобы купить то же самое. Расширился досуг, больше времени остается на развлечения, туризм, увеселения. Трудовое общество уходит в прошлое, ему на смену идет общество досуга.

Средний класс играет в обществе особую роль, образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярковыраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:

• совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющая роль посредника между верхами и низами;

• экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;

• наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие прогрессивному развитию общества;

• основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои.

Все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения.

Неравенство существует в любом обществе. Но современная социология, описывая и анализируя неравенство, использует более тонкое понятие «социальная стратификация». Стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества и сословия. Неравенство, связанное со стратификацией, существует во всех обществах, даже в самых примитивных и имевших место при общинном строе.

Богатые, как правило, занимают самые привилегированные должности и профессии. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют так называемую элиту общества. К средним слоям относятся врачи, юристы, предприниматели, квалифицированные служащие, преподаватели, высококвалифицированные рабочие. Низшие слои общества охватывают не- квалифицированныхрабочих, безработных, нищих, людей без определенных занятий.

Система стратификации может изменяться. В результате Октябрьской революции 1917 г. была полностью ликвидирована аристократия — она потеряла свою власть и привилегии, многие ее представители были уничтожены или эмигрировали. Однако, как показывает опыт, изменить систему стратификации можно не только революционным путем. Некоторые страны Европы были преобразованы в современное промышленное общество мирным путем — в результате эволюционных преобразований.

В России до Революции 1917 г. официальным считаюсь сословное деление населения страны, а не классовое. Оно подразделялось на два основных сословия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие подразделения. Согласно переписи 1897 г., все население страны (125 млн человек) распределялось по следующим сословиям: дворяне (1,5% населения), духовенство (0,5 %), купцы (0,3 %), мещане (10,6 %), крестьяне (77,1 %), казаки (2,3%).

В российских городах тогда проживало 14 % населения (для сравнения: в Англии — 78 %, в США — 42 %), материальный уровень населения был низким. Объективных условий для возникновения среднего класса, выступающего стабилизатором общественных отношений, в России тогда не было.

После Революции 1917 г. социальная структура общества существенно изменилась. Национализация земли и предприятий означала господство государственной собственности и, следовательно, формирование нового класса — партийно-государственной бюрократии, которая «от имени народа» осуществляла назначения на ключевые посты в промышленности, культуре и науки. Новая страта распоряжалась средствами производства и осуществляла контроль над всем обществом. Наемные работники (служащие, рабочие, крестьяне, интеллигенция) обладали собственностью номинально, их образ жизни был вынужденно аскетичен: низкие доходы, ограниченная структура потребления, скученность проживания, невысокий уровень медицинского обслуживания.

Социальную прослойку между высшими и низшими стратами образовали социальные группы, обслуживающие номенклатуру: управленцы среднего уровня, идеологические работники, журналисты, преуспевающие артисты, адвокаты, писатели, дипломаты, военные и флотские командиры. «Обслуживающая» страта занимала место, обычно принадлежащее среднему классу, но она отличалась от среднего класса на Западе: базой среднего класса на Западе выступала частная собственность, которая в большей степени обеспечивала его политическую и социальную независимость. Таким образом, советское общество не было социально однородным и представляло собой иерархически упорядоченное неравенство (но оно было не так поляризовано, как в нынешних российских условиях).

С начала 1990-х гг. Россия выбрала курс на рыночные отношения и классовое общество по типу западного. Начал постепенно формироваться высший класс собственников, составляющий несколько процентов населения, образовались социальные низы, уровень жизни которых находится за чертой бедности.

Поданным некоторых социологических исследований, стратификационная модель российского общества выглядит следующим образом:

• элита — правящий политический и экономический слой;

• верхний слой — крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы;

• средний слой — представители малого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры;

• базовый слой - рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса;

• низший слой — малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные;

• социальное дно.

Конкретное процентное содержание слоев в этой модели может существенно изменяться с учетом изменения семейного статуса, значительной доли неработающих пенсионеров и инвалидов, которые являются малообеспеченными слоями общества. Из-за экономического кризиса конца 2000-х гг. средний слой сократился, в то время как низший — увеличился.

По мнению З.Т. Голенковой (Институт социологии РАН), основные изменения социальной структуры в постсоветский период связаны с тремя тенденциями, основу которых составляли базовые изменения форм собственности:

возникновение новых социальных общностей на основе плюрализации форм собственности — слои наемных рабочих и инженерно-технических работников, занятых в государственном и частном секторах экономики по трудовым соглашениям или постоянно по договорам найма; работники смешанных предприятий и организаций с участием иностранного капитала и т.д.;

трансформация государственной формы собственности и изменение на этой основе положения традиционных классово-групповых общностей — их границ, количественных и качественных характеристик, возникновение пограничных и маргинальных слоев и т.п.;

появление слоев-страт на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров — нового управленческого слоя, новой элиты, средних слоев, безработных и др.

Эти страты находятся на различных уровнях своего «созревания». Например, элита благодаря устойчивым традициям прежнего бытия легализовалась довольно быстро, сохранив привилегии и власть. Менеджеры хотя и относятся к средним слоям, но в значительной мере автономны. Поэтому целесообразно проводить различия между ними и другими группами, составляющими эти слои, — инженерами, представителями различных отрядов специалистов, высококвалифицированными рабочими. Последние еще далеки оттого, чтобы стать интегрированной группой средних слоев; необходимо время и социальные реформы, способные изменить структуру занятости значительной части населения.В России процесс трансформации сопровождается углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения (этот процесс в литературе получил название «бразилификация»). Формирование биполярной социостратификационной структуры проявляется в размежевании населения по имущественному признаку, в социально-территориальной стратификации по признакам как неравенства в благосостоянии, так и по развитости социальной инфраструктуры и иных условий жизни. Кроме того, значительна поляризация самих предпринимательских кругов. Малое предпринимательство испытывает серьезные трудности вследствие коррупционности, криминогенности среды, недостатков инвестиций. В результате происходит сокращение доли постоянных работников в малом бизнесе, возникают конфликты между новым сословием собственников и бюрократией.

Социальную трансформацию в России определяет не только возникновение ранее не существовавших страт — крупных собственников, средних и мелких предпринимателей, менеджеров, биржевых игроков, «новых бедных», маргиналов, андеркласса, но и их адаптация к изменившимся статусноролевым функциям, переориентация групповой и индивидуальной идентичности.Таким образом, в социологии стратами называют группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Специфическими разновидностями страт можно считать классы, сословия и касты. Социальная стратификации отражает наличие неравенства в обществе. Она показывает, что страты существуют в разных условиях и люди обладают неодинаковыми возможностями для удовлетворения своих потребностей.

Теория Уорнера о 6 слоях в американском обществе

У. Л. Уорнер выдвинул «репутационную» теорию, поскольку определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности, то есть их репутации. В 30-е и 40-е годы ХХ в. Уорнер провел такое исследование классовой системы в поселенческой общине, которую назвал «Янки-Сити». Население «Янки-Сити» делится на шесть слоёв:

· Высший слой высшего класса — составляли богатые аристократы.

· Низший слой высшего класса — входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей, они выставляли напоказ своё богатство, сумели прорасти сквозь асфальт, обладают сильным характером, наглостью и феноменальной предприимчивостью.

· Высший слой среднего класса — состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, владельцев капитала.

· Низший слой среднего класса — представляли главным образом «белые воротнички» (секретари, делопроизводители, канцелярские служащие, кассиры).

· Высший слой низшего класса — составляли «синие воротнички» (квалифицированные рабочие и прочие работники физического труда).

· Низший слой низшего класса — включал самых бедных и отверженных членов общности, весьма сходных с люмпен-пролетариатом (бездомные бродяги, нищие и безработные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: