Администрация и группы давления — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Администрация и группы давления




Требования и ожидания общества, отдельных ее слоев, групп вы­ражают различные институты гражданского общества. Выступающие посредниками между властью и населением, они могут быть охаракте­ризованы как институты политического опосредования.

Институты политического опосредования — это пограничный и наиболее подвижный уровень отношений гражданского общества и власти.

Среди институтов политического опосредования ведущая роль в системе взаимодействия общества и власти принадлежит политиче­ским партиям, группам интересов, группам давления. Не вторгаясь глубоко в сферу политологии, отметим некоторые методологически важные для нас положения.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и ре­ферендумах, а также в целях представления интересов граждан в орга­нах государственной власти и органах местного самоуправления[93].

Группы интересов — это устойчивые организации (ассоциации) разнообразной направленности: профсоюзные, крестьянские, пред­принимательские, молодежные, женские, ветеранские, семейные. Они объединяют людей на основе общих интересов, потребностей в сфере труда, быта, культурной, духовной жизни, имеют определенные ресур­сы влияния: количественный состав, организационную сплоченность, информационное обеспечение, профессиональные кадры, финансы и* др. Их отличие от партий в том, что все они не претендуют на по­литическую и административную власть, а пытаются влиять на нее в целях обеспечения специфических интересов.

В последние годы в России общественные науки используют тер­мин «группы давления» для обозначения различных заинтересованных групп, порой неустойчивого, спорадически возникающего интереса и объединения на этой почве людей (например, группы беженцев, бастующие рабочие и т. д.), в других случаях устойчивого интереса, но официально не оформленных, не признанных — в любом случае групп, не стремящихся к овладению властью и ограничивающихся воздействием на нее, давлением на нее с целью принятия конкретных решений в свою пользу. Чаще всего группы давления имеют не пря­мые, регулярные, отлаженные, юридически установленные каналы взаимодействия с органами власти, а используют косвенное воздейст­вие (влияние) через механизм экономических, финансовых, персо­нальных связей.

Именно через институты политического опосредования происхо­дит воздействие гражданского общества на аппарат, госуправления, это — каналы влияния общественной среды на управляющую систе­му. При этом можно выделить два вида коммуникаций, взаимодейст­вия, влияния общественной среды на систему госуправления.




Основной вид воздействия общества на государственное управле­ние — через легитимно функционирующую политическую систему, участников политического процесса, имеющих правовое признание в государстве и использующих правовые средства воздействия.

Официальные отношения появляются тогда, когда администрация особо признает представительный характер тех или иных групп и привлекает их к своей работе. Она обращается к представителям этих групп, как к индивидуальным, так и к коллективным, либо с це­лью проконсультироваться с ними по какому-то вопросу, либо с тем, чтобы привлечь к выработке решений. О такой администрации можно было бы сказать «открытая администрация», а о ее взаимодействии с общественными группами — «согласованное администрирование». Подобная форма управления зародилась и развивалась не сегодня, а связана с историей профессиональных движений, экономикой, ин­ститутов политического опосредования, т. е. партий, групп интересов.

Несомненно, целью подобной практики является информация ад­министрации без какого-либо ущерба для ее полномочий по приня­тию решений. Но в то же время это позволяет группам давления ока­зывать каждодневное воздействие на администрацию. Во-первых, по­тому, что речь идет о постоянных контактах; во-вторых, из-за того, что информация, поставляемая группами давления, неизбежно носит односторонний характер и направлена на достижение искомого реше­ния. В связи с этим должностные лица, призванные принимать реше­ния, находятся в недоумении: действуют ли они по-настоящему, ис­ходя из общих интересов, или же служат заинтересованным группам, к чьим требованиям и информации они прислушиваются? (Два по­следних понятия иногда умышленно смешиваются.)



На региональном и местном уровне давление заинтересованных групп в последние годы стало очень существенным. Все же следует отметить, что сильнее всего давление ощущается на федеральном уровне, ибо оно неизбежно предваряет любое решение.

Официальное признание таких контактов принимает сегодня дого­ворное оформление. Иными словами, за давлением и дебатами следу­ет заключение соглашений между администрацией и представителями заинтересованных групп — соглашений, имеющих вполне определен­ное юридическое значение: долгосрочные профессиональные соглаше­ния, соглашения о стабильности, договоры, заключаемые публичными организациями, договоры-программы, государственные контракты.

Наконец, речь идет о совокупности технических приемов «уча­стия», при помощи которых управляемые, представленные различны­ми группировками, вовлекаются в процесс подготовки и исполнения управленческих решений. Участие таким образом возводится в систе­му и выступает как одно из средств «преодоления изоляции» админи­страции.

Завуалированные отношения. Другой вид воздействия общества на госуправление — через неформальные организации, специально соз­данные группы для давления на власть, лоббирования и достижения своих интересов. Эти группы оказывают воздействие как на парла­мент, фракции, депутатов в процессе принятия политических реше­ний, так и на госаппарат, служащих.

Отсутствие в России специального законодательства, регулирую­щего эту сферу, создает возможность применять широкий спектр средств — от легальных до криминальных.

Очевидно, эти отношения гораздо труднее определить, а исследо­вания в этой области не отличаются полнотой. Уголовная статистика (регистрация, например, таких преступлений, как взяточничество сре­ди государственных служащих) позволяет использовать точный инст­румент документальных исследований, подтверждает печальный факт учащения случаев коррупции и свидетельствует о пагубном состоянии нравов.

Какими методами и при наличии каких факторов влияния группы давления имеют возможность прямо воздействовать на администра­цию, не прибегая к посредничеству политической власти?

К методам оказания влияния относятся:

• направление письменных замечаний по конкретному решению;

• участие в открытых обсуждениях;

• участие в консультативных комитетах ведомств;

• создание коалиций с другими фирмами и организациями;

• организация членов группы или служащих для непосредствен­ного участия в нормотворчестве;

• неофициальные контакты с должностными лицами до офици­ального выхода проекта решения в свет;

• подача ходатайств с просьбой начать нормотворчество;

• неофициальные контакты с должностными лицами после обна­родования проекта решения.

К факторам влияния, воздействия групп давления на администра­тивный аппарат государственных (муниципальных) органов относятся следующие.

Одним из решающих факторов, определяющих степень участия групп интересов в государственных решениях, являются финансы этих групп, их достаточность, ибо попытка оказать влияние на процесс принятия решений госорганами связана с наймом рабочего аппа­рата, специалистов, с расходами на лоббирование.

Другой фактор — умение групп интересов объединяться в коали­цию, так как это позволяет значительно расширить поле действия, добиться поддержки своих идей.

Организационную структуру групп интересов также следует рас­сматривать как переменную величину и фактор, от которого зависит способность группы концентрировать усилия на нужном направлении и оказывать большее по сравнению с другими влияние на законода­тельную или исполнительную власть.

Немаловажным фактором является авторитет группы интересов у государственных органов, который подкрепляется не только финан­совой состоятельностью, но и связями, стажем деятельности в обще­стве, общественным доверием, выражаемым СМИ, «выходами» на парламент и в орган исполнительной власти. Здесь же массовость, численность группы, впрочем, это величина относительная, ибо член­ство бывает индивидуальным и коллективным, а последнее не позво­ляет определить реальный масштаб социальной поддержки группы.

Изложенные суждения можно переложить на формулу, пользо­ваться которой могут должностные лица государственной администра­ции, выбирая среди групп давления наиболее влиятельные для устой­чивого взаимодействия. Степень влияния групп давления определяет­ся совокупностью факторов.

Влияние = В1 + Вг + В3 + В4 + В5 + В6 + В7 + В8 + В9 + n,

где В1финансы; В2способность к коалиции; В3организаци-онность (структуры и акций); В4авторитет; В5возраст группы; В6 —доступ, выходы на власть; В7должностные лица, которые дос­тупны группе; В8массовость группы; В9поддержка политическо­го курса; nтермин, показывающий, что условия функционирова­ния и характеристики состояния моделируемого объекта представлены случайными величинами и связаны стохастическими (нерегулярными, случайными) зависимостями. Тем самым подчеркивается вероятност­ное подобие и то, что при задании на входе модели некоторой сово­купности значений на ее выходе могут получаться различающиеся ме­жду собой результаты в зависимости от действия случайного фактора.

В какой степени эффективны те или иные методы влияния групп и взаимодействия с ними? Каков должен быть порядок, процедуры взаимодействия с группами давления государственных (муниципаль­ных) служащих? Ответы на эти вопросы можно делать на основе уг­лубленного исследования лаборатории взаимодействия — явления в России развивающегося и малоизученного.

Большие надежды на развитие системы взаимодействия админист­рации с гражданским обществом возлагаются на отделы (рабочие места) по связям с общественностью в рамках управленческих структур государственных учреждений. Их задача — не только информирова­ние общественности (пресс-служба), не только сбор информации и анализ окружающей среды в процессе подготовки управленческих решений и контроля результатов (информационно-аналитическая служба), но и налаживание постоянного партнерства, сотрудничества органов госуправления с обществом, его организованными группами интересов в процессе подготовки решений, разработки социаль­но-экономических программ, привлечения общественных сил и спон­соров к выполнению общезначимых решений и программ.

В системе взаимодействия очень важна позиция администрации го­сударственных органов, ее податливость воздействию групп давления или ее способность противостоять внешнему давлению корыстных сил. Следует признать, что, взаимодействуя с группами давления, админист­рация может играть самостоятельную роль, преследовать частные или корпоративные интересы. Они существуют благодаря общности соци­ального происхождения и образования, полученного высшими служа­щими и руководящими кадрами частных фирм. Это проявляется со все большей очевидностью сегодня, когда распространение получает прак­тика «смены кресел» (оставление высокопоставленными чиновниками государственной службы ради занятия ответственных должностей в частном секторе или в публичных учреждениях).

Подобная практика поощряется частными предприятиями или предприятиями национализированного сектора, а также профессио­нальными объединениями путем предоставления более высокой зар­платы и больших привилегий по сравнению с теми, которые предла­гает государственная служба. Извлекаемая из этого выгода связана не только с технической компетентностью и опытом, но и со «связями» таких кадров. Тем самым развивается взаимопроникаемость, которая в некотором роде удваивается благодаря практике «смены кресел». В России начала XXI в. это явление естественное, ибо лица, занимаю­щие руководящие посты в государственной администрации, окончили те же учебные заведения и примерно в тех же пропорциях, что и вла­дельцы частных фирм. В свою очередь, эта общность порождает оди­наковость поведения благодаря схожести образования и должностных функций. В большинстве случаев возникающая профессиональная со­лидарность носит осознанный характер. В ее основе лежит и психоло­гическая мотивация. Проявляется же она двояко: в своего рода об­струкции не согласованных с ней правительственных инициатив, а также в динамизме, позволяющем инспирировать правительствен­ные решения и даже действовать вместо определенных политических инстанций:

Итак, администрация сама может действовать как группа давле­ния. Можно сказать, в конечном итоге, что таким образом под сомнение ставится сам авторитет правительственных инстанций. Правда, новейшая история даст примеры того, как политической власти удает­ся перебороть административное «лобби». Представляется, однако, что это лишь исключения из правила, так как неизбежная склонность верхушки административного аппарата к технократии все больше приобретает форму устойчивой тенденции. При слабом правительстве (при частой смене министров) она черпает свою силу в собственной стабильности, а при сильном правительстве укрепляется еще больше благодаря тому, что оно защищает администрацию от внешнего кон­троля и привлекает ее к осуществлению власти на постоянной основе. В заключение еще раз хотелось бы привлечь внимание исследова­телей и специалистов к изучению всех элементов формирующейся системы взаимодействия общественных групп с государственной ад­министрацией.

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Чем посетитель административного органа отличается от кли­ента?

2. Можно ли каждому работнику административного аппарата до­верять контакты с посетителями?

3. В чем же заключается служебный долг администрации перед по­сетителями ?

4. Что вы можете предложить для упрощения процедуры реализа­ции прав и обязанностей граждан? Каковы стадии этой процедуры?

5. Охарактеризуйте административный порядок рассмотрения жа­лоб?

6. На основе каких факторов администрация района может решать вопрос о выборе групп давления (групп интересов), с которыми необходи­мо сотрудничать?

Тема 22. Проблемы изменений в административной сфере и управление изменениями

Концепция изменений

Закономерности организационных изменений

Затраты на реорганизацию

Психологическая подготовка организационных изменений

Проблема периода накопления нового опыта в деятельности организации (переходное состояние)

Выводы





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 1325; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9496 - | 7525 - или читать все...

Читайте также:

  1. B Повышение гидростатического давления крови в капиллярах
  2. E Снижение венозного давления
  3. VIII. Действия при падении давления в тормозной магистрали с разъединением (разрывом) поезда на перегоне, сходе вагонов с выходом за габарит
  4. А. Препараты группы инсулина
  5. Аварийная схема без 1-й группы пусковых резисторов
  6. Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы). Авторежимы предназначены для автоматического регулирования давления в тормозном цилиндре (ТЦ) в зависимости от загрузки вагона
  7. Администрация организации как субъект трудового права
  8. Анализ работы существующей схемы автоматического регулирования давления колошникового газа
  9. АННОТАЦИЯ. к бакалаврской выпускной квалификационной работе бакалавра 4 курса 1480 группы Абрамовой Ж.М
  10. Аппараты для прямого измерения артериального давления
  11. Арт-студии и открытые студийные группы


 

18.232.51.69 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.