Экономическая природа и роль государственного кредита

Родиной государственного кредита является Англия. Еще в XVІІ в. она, умело используя государственный кредит для финансирования государственных потребностей, стала могучим государством. Расцвет экономики и динамическое развитие Англии, невзирая на рост государственного долга, стал примером, которому начали подражать все государства мира.

Государственный кредит в условиях рыночной экономики – достаточно развитое звено государственных финансов, играющее важную роль в функционировании финансовой системы. Это достаточно сложное и многогранное явление в обществе, своеобразная общественная ссудная система.

Для раскрытия экономической природы государственного кредита целесообразно рассмотреть основные его сущностные характеристики. Система таких важнейших характеристик предусматривает исследование сущности государственного кредита в таких аспектах:

1) по экономическому содержанию;

2) по материально вещественному воплощению;

3) по форме проявления;

4) по юридически - правовому статусу.

1. Как самостоятельная экономическая категориягосударственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и резидентами (физическими и юридическими лицами) и нерезидентами (в том числе иностранными государствами и международными финансовыми институтами), с другой, при которых государство традиционно выступает в роли заемщика (реже кредитора и гаранта).

Государственный кредит непосредственно обслуживает экономические интересы государства. С помощью государственного кредита привлекаются временно свободные средства юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения постоянно растущих государственных потребностей. Использование государственного кредита является полностью оправданной формой мобилизации средств в распоряжение государства. Его использование при финансировании дефицита бюджета, обусловленно тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового состояния государства, чем покрытие дефицита с помощью денежной эмиссии.

В сфере международных экономических отношений государство может выступать одновременно и кредитором и заемщиком. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение ссуд взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

2. Материально вещественным воплощением государственного кредита является движение ссудного капитала в результате вторичного перераспределения ВВП. Особенностью такого движения является то, что средства, которые мобилизируются с помощью государственного кредита, не формируют отдельного фонда, а перераспределяются, как правило, через бюджет. Таким образом, государственный кредит обеспечивает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

3. Конкретными формами проявления государственного кредита являются государственные займы (обеспеченные выпуском ценных бумаг или привлеченные на основании соглашений) и гарантии.

4. По юридически-правовыму статусу государственный кредитможно трактовать как урегулированный нормами права механизм привлечения дополнительных средств государством или совокупность особых финансовых правоотношений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, которые обусловливаются политико-экономическими прерогативами государства в процессе привлечения им временно свободных средств на принципах добровольности, возвратности, платности и срочности. Юридической основой государственных займов является договор или соглашение.

В традиционном понимании государственный кредит возникает как реакция на бюджетные дефициты, обусловленные:

· неэкономным, нерациональным использованием средств;

· дополнительными расходами, превышающими фискальные возможности налогообложения (по различным экономическим, социальным и политическим причинам)

Исходя из современных функций государства и потенциальных фискальных возможностей эффективной рыночной экономики государственный кредит имеет особое значениев сосредоточении, объединении и использовании разрозненных капиталов в интересах общества.

Таким образом, современные финансовые системы построены на двух фискальных основах: налоговой и кредитной. Налоги и ссуды являются взаимодополняющими инструментами государственных финансов, с помощью которых государство мобилизуетсредства для финансирования своих потребностей.

Государственный кредит – специфическая интегрированная категория,которая по внутренней сущности и экономической природе объединяет характерные особенности двух видов денежных отношений – финансов и кредита. Все это обуславливает многоплановый характер взаимодействия государственного кредита с государственным бюджетом, непосредственную связь с системой налогообложения и движением ссудного капитала.

Государственный кредиткак финансовая категорияотличается рядом особенностей от таких классических категорий как, например,налоги:

1) налогам присуще одностороннее безэквивалентное движение стоимости – от плательщика в бюджет или в государственные целевые фонды; для государственного кредита характерно двухстороннее движение стоимости на принципах срочности, возвратности, платности – через определенный период внесенная сумма возвращается с процентами;

2) в отличие от налогов, которые характеризуются принудительным характером взимания, государственный кредит имеет добровольный характер;

3) если в организационно-правовом аспекте налог – это обязательный платеж с установленым размером и сроками уплаты, то государственные займы, как правило, осуществляются тогда, когда исчерпаны другие источники мобилизации финансовых ресурсов государства;

4) назначение государственного кредита состоит прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, в то время как налогифинансовая основа существования государства.

Как экономическая категория государственный кредит осуществляется на принципах возвратности, срочности и платности, как и другие кредитные отношения. Однако между государственным и банковским кредитом существует ряд отличий (рис.8.1.)

Рис.8.1. Основные отличия междугосударственным и банковским кредитом.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции финансов – распределительную и контрольную. Но кроме этих функций, государственный кредит выполняет и регулирующую функцию

(рис.8.2.)

Рис.8.2. Функции государственного кредита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: