Родиной государственного кредита является Англия. Еще в XVІІ в. она, умело используя государственный кредит для финансирования государственных потребностей, стала могучим государством. Расцвет экономики и динамическое развитие Англии, невзирая на рост государственного долга, стал примером, которому начали подражать все государства мира.
Государственный кредит в условиях рыночной экономики – достаточно развитое звено государственных финансов, играющее важную роль в функционировании финансовой системы. Это достаточно сложное и многогранное явление в обществе, своеобразная общественная ссудная система.
Для раскрытия экономической природы государственного кредита целесообразно рассмотреть основные его сущностные характеристики. Система таких важнейших характеристик предусматривает исследование сущности государственного кредита в таких аспектах:
1) по экономическому содержанию;
2) по материально вещественному воплощению;
3) по форме проявления;
4) по юридически - правовому статусу.
|
|
1. Как самостоятельная экономическая категориягосударственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и резидентами (физическими и юридическими лицами) и нерезидентами (в том числе иностранными государствами и международными финансовыми институтами), с другой, при которых государство традиционно выступает в роли заемщика (реже кредитора и гаранта).
Государственный кредит непосредственно обслуживает экономические интересы государства. С помощью государственного кредита привлекаются временно свободные средства юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения постоянно растущих государственных потребностей. Использование государственного кредита является полностью оправданной формой мобилизации средств в распоряжение государства. Его использование при финансировании дефицита бюджета, обусловленно тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового состояния государства, чем покрытие дефицита с помощью денежной эмиссии.
В сфере международных экономических отношений государство может выступать одновременно и кредитором и заемщиком. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение ссуд взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
2. Материально вещественным воплощением государственного кредита является движение ссудного капитала в результате вторичного перераспределения ВВП. Особенностью такого движения является то, что средства, которые мобилизируются с помощью государственного кредита, не формируют отдельного фонда, а перераспределяются, как правило, через бюджет. Таким образом, государственный кредит обеспечивает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.
|
|
3. Конкретными формами проявления государственного кредита являются государственные займы (обеспеченные выпуском ценных бумаг или привлеченные на основании соглашений) и гарантии.
4. По юридически-правовыму статусу государственный кредитможно трактовать как урегулированный нормами права механизм привлечения дополнительных средств государством или совокупность особых финансовых правоотношений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, которые обусловливаются политико-экономическими прерогативами государства в процессе привлечения им временно свободных средств на принципах добровольности, возвратности, платности и срочности. Юридической основой государственных займов является договор или соглашение.
В традиционном понимании государственный кредит возникает как реакция на бюджетные дефициты, обусловленные:
· неэкономным, нерациональным использованием средств;
· дополнительными расходами, превышающими фискальные возможности налогообложения (по различным экономическим, социальным и политическим причинам)
Исходя из современных функций государства и потенциальных фискальных возможностей эффективной рыночной экономики государственный кредит имеет особое значениев сосредоточении, объединении и использовании разрозненных капиталов в интересах общества.
Таким образом, современные финансовые системы построены на двух фискальных основах: налоговой и кредитной. Налоги и ссуды являются взаимодополняющими инструментами государственных финансов, с помощью которых государство мобилизуетсредства для финансирования своих потребностей.
Государственный кредит – специфическая интегрированная категория,которая по внутренней сущности и экономической природе объединяет характерные особенности двух видов денежных отношений – финансов и кредита. Все это обуславливает многоплановый характер взаимодействия государственного кредита с государственным бюджетом, непосредственную связь с системой налогообложения и движением ссудного капитала.
Государственный кредиткак финансовая категорияотличается рядом особенностей от таких классических категорий как, например,налоги:
1) налогам присуще одностороннее безэквивалентное движение стоимости – от плательщика в бюджет или в государственные целевые фонды; для государственного кредита характерно двухстороннее движение стоимости на принципах срочности, возвратности, платности – через определенный период внесенная сумма возвращается с процентами;
2) в отличие от налогов, которые характеризуются принудительным характером взимания, государственный кредит имеет добровольный характер;
3) если в организационно-правовом аспекте налог – это обязательный платеж с установленым размером и сроками уплаты, то государственные займы, как правило, осуществляются тогда, когда исчерпаны другие источники мобилизации финансовых ресурсов государства;
4) назначение государственного кредита состоит прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, в то время как налоги – финансовая основа существования государства.
Как экономическая категория государственный кредит осуществляется на принципах возвратности, срочности и платности, как и другие кредитные отношения. Однако между государственным и банковским кредитом существует ряд отличий (рис.8.1.)
Рис.8.1. Основные отличия междугосударственным и банковским кредитом.
|
|
Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции финансов – распределительную и контрольную. Но кроме этих функций, государственный кредит выполняет и регулирующую функцию
(рис.8.2.)
Рис.8.2. Функции государственного кредита.