Государственный долг: сущность исоциально – экономические последствия

Закономерным следствием применения государственного кредита является государственный долг. Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами.

Государственный долг возникает в результате:

- заимствований в денежной форме и выпуска долговых обязательств;

- принятия долгов других экономических субъектов;

- безналичного выпуска долговых обязательств.

Следовательно государственный долг - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, которые предоставляются иностранными заемщиками государственным предприятиям).

Различают первичный долг, который равняется сумме основного долга без начисленных процентов и непогашенный долг, который состоит из основной суммы долга и начисленных процентов.

Различают также текущий и капитальный государственный долг, внутренний и внешний.

Текущий долгсумма основного долга, который подлежит погашению в текущем году, и надлежащих к уплате в этот период процентов по всем выпущенным на этот момент займам.

Капитальный долгэто общая сумма долга и процентов, которые должны быть оплачены по займам.

Внутренний долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами.

Внешний долг это совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Считается, что внутренний долг имеет определенные преимущества перед внешним. Это объясняется тем, что возвращение внутреннего долга и выплата процентов по нему не уменьшают финансовый потенциал государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отток капитала из государства. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, которое находится в собственности государства. Платежеспособность государства по внешним займам зависит в первую очередь от валютных поступлений, то есть от позитивного сальдо торгового баланса государства.

Каждое государство имеет право самостоятельно определять классификационный признак государственного долга и законодательно его закрепить. В Украине в Бюджетном кодексе (ст.12 «Классификация долга») установлено, что долг классифицируется:

· по типу кредитора (речь идет о категории кредитора или собственника долговых обязательств);

· по типу долгового обязательства (в зависимости от средств, используемых для финансирования бюджетного дефицита),

Кроме этого, в Украине долг классифицируется в финансовой и статистической отчетности на:

Ø государственный прямой долг (внутренний и внешний);

Ø государственный гарантированный долг (внутренний и внешний).

Согласно принятой в мире методологии гарантии уплаты долговпредприятий такие долги, а также другие условные обязательства не учитываются до того момента, пока государственные органы не вынуждены начать выплаты с целью погашения долга. Поэтому существует более четкое размежевание государственного долга в разрезе долгов органов центрального государственного управления и долгов государственного сектора экономики, используя такие понятия как «общественный долг» и «национальный долг» (см. рис.8.4.).

В Украине фактически сущестует два типа государственного долга:

· официально признанный государственный долг;

· задолженность, которая в составе государственного долга не учитывается, однако по экономической природе является государственной. (См. рис 8.5.).

Констатация факта существования государственного долга не дает четкой оценки реального финансово-экономического состояния государства и эффективности его финансовой политики в том числе долговой. Возникновение и рост государственного долга – сложное явление, обусловленное целым рядом факторов, которое в условиях отдельного государства может иметь свою специфику.

Необхомо отметить, что долговая политика уже давно не сводится только к проблеме поиска и привлечения недостающих средств. Государственный долг является одним из важных инструментов макроэкономической и фискальной политики государства.

Еще в 30-60-е годы ХХ ст. под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в основу финансовой политики большинства стран мира были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Оценки государственного долга известными экономистами мирового уровня приведены в рис 8.6 на стр.175.

Долговая политика является важной составной частью фискальной политики правительства, поэтому использование государственных займов связано с определенными тактическими и стратегическими задачами налогового и бюджетного регулирования экономики, финансрования бюджетного дефицита и управления государственным долгом.

Для государственного бюджета в трехзвенном цикле: «привлечение» -

«использование» - «погашение» негативные последствия долговой политики в основном проявляются на стадии обслуживания и погашения государственного долга.

Наличие государственного долга требует осуществления ежегодных %%-х платежей, которые финансируются за счет доходов бюджета, т.е. в основном налоговых поступлений. Соответственно, в длительном периоде ростдолга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит.

- в государственный долг нужно включать только тот долг, который признается правительством и реально к нему принадлежит;

- гарантированный правительством долг не является долгом правительства.

На практике государство не несет ответственности только по той части долга, по которой оно не предоставляло специальных гарантий

Рис.8.4. Состав государственного долга.

Рис.8.5. Типыгосударственного долга.

Опасность больших долговых выплат состоит в том, что при их осуществлении сокращаются источники вутреннего инвестрования и уменьшаются возможности для поддержки внутреннего потребления, что в свою очередь может привести к долговому кризису государства.

В целом стратегические цели долговой политики государства состоят в создании условий для долгосрочного развития внутреннего финансовогорынка, дающего возможность осуществлять займы, необходимые, с одной стороны, для бесперебойного финансирования оптимального дефицита государственного сектора, а с другой - достаточные для финансирования негосударственного сектора экономики. При этом эффективная долговая политика государства обеспечивает перераспределение налогового бремени во времени, обеспечивая налоговой системе статус «надежного партнера» не только государства, но и бизнеса, способного в будущем увеличить финансовоые возможности государства.

Таким образом, государственный долг влияет практически на все процессы экономической жизни государства, в частности на:

· экономический рост и распределение доходов;

· бюджетный дефицит и размер денежной массы в обращении;

· уровень потребления и накопления;

· баланс текущих внешних счетов;

· международную платежеспособность;

· кредитный рейтинг государства.

Схема 8.6. Как оценивать государственный долг: мнения финансистов

Поэтому, государство не должно категорически отказыватьсяот использования государственного долга как макроэкономического инструмента в процессе реформ. Однако при его использовании следует учитывать, что государственный долг может оказывать как позитивное так и негативное влияние на экономику.

Таким образом, государственный долг может выступать как способ обеспечения безопасности или, наоборот, как фактор усиления угроз и рисков. Поэтому только применение эффективной стратегии управления государственным долгом будет способствовать эффективному использованию заимствований и создаст необходимые условия для оптимизации долговой нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow