Управление государственным долгом – комплекс мероприятий, осуществляемых государством в лице ее уполномоченных органов относительно определения объемов и условий привлечения средств, их размещения и погашения, а также обеспечения платежеспособности государства.
Управление государственным долгом может рассматриваться как в широком так и в узком понимании.
Управление государственным долгом в широком понимании предусматривает формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в роли заемщика и гаранта.
Это требует комплексного подхода а именно:
- координации денежно-кредитной и фискальной политики государства;
- согласованных взаимоотношений правительства и НБУ по вопросам долговой политики;
- разработки эффективных форм и методов снижения долгового бремени с применением инструментов активного управления государственным долгом.
Управление государственным долгом в узком понимании следует рассматривать как совокупность действий, связанных с:
|
|
- подготовкой к выпуску долговых обязательств государства;
- размещением долговых обязательств;
- предоставлением государственных гарантий по долговым обязательствам;
- проведением операций по обслуживанию и погашению долговых обязательств.
В соответствии с выше изложенным государственную политику в сфере управления государственным долгом можно подразделитьна долговую стратегию и долговую тактику (рис. 8.7.).
В процессе управления государственным долгом решаются такиезадачи:
- поиск эффективных условий заимствования средств (минимизации стоимости долга);
- недопущение нецелевого и неэффективного использования заимствованных средств;
- обеспечение своевременной и полной уплаты суммы основного долга и начисленных процентов;
- определение оптимального соотношения между внутренними и внешними заимствованиями;
- обеспечение стабильности валютного курса и фондового рынка
Управление государственным долгом рассматривается как циклический процесс, который последовательно включаеттри стадии: привлечение – использование - погашение займов.
На этапе привлечения займов(1-ястадия) управление государственным
долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса. Законом «О
гос.бюджете Украины» на определенный год устанавливаются предельные размеры государственного долга (внутреннего и внешнего).
Управление размещением заемных средств (2-я стадия) должно базироваться на принципе максимизации дохода от привлеченных займов и создание источников его погашения.
При этом использование займов может быть:
|
|
· бюджетным, когда привлеченные ресурсы направляются на текущее потребление, путем финансирования текущих бюджетных расходов, в том числе на покрытие дефицита бюджета. Это наименее эффективный способ использования привлеченных средств;
· финансовым, когда привлеченные ресурсы становятся источником финансирования инвестиционных проектов и используются на развитие национального производства. Этот способ является самым прогрессивным видом использования государственного долга.;
· финансово-бюджетным, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на инвестиционное развитие экономики в целом.
Рис.8.7. Управлениегосударственным долгом.
Третьей стадией управления гос.долгом является его погашение и обслуживание, осуществляемое путем проведения платежей по выполнению долговых обязательств перед кредиторами относительно погашения основной суммы долга, уплаты процентов и сопутствующих расходов, предусмотренных условиями выпуска государственных ЦБ, соглашениями о займах, государственными гарантиями и др. документами.
Обслуживание и погашение госдолга осуществляется в процессе исполнения госбюджета. Непосредственную оплату осуществляет Государственная казначейская служба через банковскую систему.