базироваться на определенных принципах (они приведены на рис. 8.8.).
Рис.8.8. Основные принципы управления государственным долгом
Правовой основой управления госдолгом является Конституция Украины и др. законодательные акты, регламентирующие финансово-правовые и бюджетно-процедурные основы управления госдолгом.
В Украине в управлении государственным долгом принимают участие:
· Кабинет Министров Украины;
· Министерство финансов Украины (департамент госдолга) и НБУ –привлекают и размещают заемные средства
· Государственная казначейская служба Украины – погашение и обслуживание госдолга.
На Департамент госдолга Минфина Украины возложены такие функции:
Ø разработка стратегии и долговой политики государства;
Ø расчет плановых показателей и проведение мониторинга государственного долга;
Ø определение целесообразности привлечения средств на внутренних и внешних рынках капиталов;
Ø анализ и сопровождение кредитных проектов и определение целесообразности заключения гарантийных соглашений.
|
|
При управлении государственным(особенно внешним) долгом большое значение имеет расчет коэффициентов платежеспособности государства и его ликвидной позиции. В международной практике с этой целью используют разнообразные показатели. В частности, для анализа долговой безопасности государства Мировой банк предлагает использоватьМинимальную стандартную модель (табл.8.2.) и в соответствии с ней определять основные долговые индикаторы.
В Украине превалирующая часть государственного долга – это внешний долг и его обслуживание осуществляется за счет государственного бюджета. Поэтому очень важно разработать комплексную систему показателей, которые, кроме общей платежеспособности и временной ликвидности, включали бы также индикаторы предельнобезопасной долговой нагрузки на бюджет.
С целью эффективного управления государственным долгом, решения проблемы снижения долговой нагрузки и риска невыполнения долговых обязательств, а также обеспечения платежеспособности государства используют реструктуризацию как метод урегулирования проблемы государственной задолженности.
Реструктуризация долга – соглашение кредитора с заемщиком, который имеет трудности с погашением своих финансовых обязательств, о новой схеме их погашения. Реструктуризация долга может проводиться с помощью таких методов (схем управления государственным долгом), (рис. 8.9.):
Пролонгация долга – форма добровольного согласия кредиторов на отсрочку выплат по обязательствам должника.
Списание/аннулирование части долга – отказ правительства от погашения долга, обусловленый финансовой несостоятельностью государства, его банкротством или политическими мотивами (применяется к наименее развитым странам, неспособным погасить свои долги).
|
|
Таблиця 8.2.