double arrow

Политика эффективного управления государственным долгом должна

базироваться на определенных принципах (они приведены на рис. 8.8.).


Рис.8.8. Основные принципы управления государственным долгом

Правовой основой управления госдолгом является Конституция Украины и др. законодательные акты, регламентирующие финансово-правовые и бюджетно-процедурные основы управления госдолгом.

В Украине в управлении государственным долгом принимают участие:

· Кабинет Министров Украины;

· Министерство финансов Украины (департамент госдолга) и НБУ –привлекают и размещают заемные средства

· Государственная казначейская служба Украины – погашение и обслуживание госдолга.

На Департамент госдолга Минфина Украины возложены такие функции:

Ø разработка стратегии и долговой политики государства;

Ø расчет плановых показателей и проведение мониторинга государственного долга;

Ø определение целесообразности привлечения средств на внутренних и внешних рынках капиталов;

Ø анализ и сопровождение кредитных проектов и определение целесообразности заключения гарантийных соглашений.

При управлении государственным(особенно внешним) долгом большое значение имеет расчет коэффициентов платежеспособности государства и его ликвидной позиции. В международной практике с этой целью используют разнообразные показатели. В частности, для анализа долговой безопасности государства Мировой банк предлагает использоватьМинимальную стандартную модель (табл.8.2.) и в соответствии с ней определять основные долговые индикаторы.

В Украине превалирующая часть государственного долгаэто внешний долг и его обслуживание осуществляется за счет государственного бюджета. Поэтому очень важно разработать комплексную систему показателей, которые, кроме общей платежеспособности и временной ликвидности, включали бы также индикаторы предельнобезопасной долговой нагрузки на бюджет.

С целью эффективного управления государственным долгом, решения проблемы снижения долговой нагрузки и риска невыполнения долговых обязательств, а также обеспечения платежеспособности государства используют реструктуризацию как метод урегулирования проблемы государственной задолженности.

Реструктуризация долга – соглашение кредитора с заемщиком, который имеет трудности с погашением своих финансовых обязательств, о новой схеме их погашения. Реструктуризация долга может проводиться с помощью таких методов (схем управления государственным долгом), (рис. 8.9.):

Пролонгация долга форма добровольного согласия кредиторов на отсрочку выплат по обязательствам должника.

Списание/аннулирование части долга отказ правительства от погашения долга, обусловленый финансовой несостоятельностью государства, его банкротством или политическими мотивами (применяется к наименее развитым странам, неспособным погасить свои долги).

Таблиця 8.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: