Научная основа количественной оценки природно-экономических условий производства работ на железнодорожном транспорте позволяет уточнить механизм взаимодействия их с техническими, экономическими и социальными системами. Так, суровость климата не влияет на производительность труда работников, находящихся в утепленных цехах. Однако на работу бригад, ведущих работы на открытом воздухе, природные факторы оказывают существенное влияние.
Природно-экономические условия влияют на производительность труда рабочих, на общие показатели экономической эффективности предприятия, определяют состав, структуру и физические объемы работ. Следовательно, детальный количественный учет природно-экономических условий производства работ повышает объективность анализа и уровень планирования основных технико-экономических показателей.
Природно-климатические условия производства работ
, оцениваются следующими частными показателями.
Показатель климатических условий района работ
. При характеристике климатических условий (сила ветра, влажность воздуха, среднегодовое количество осадков и др.) необходимо учитывать лишь наиболее важные и обобщающие, а именно: температуру в зимний и летний периоды и их длительность. Суровость климата достаточно объективно характеризуется длительностью периода со среднесуточной температурой воздуха выше 0 °С. При расчете показателя следует учитывать периоды времени с высокими дневными температурами, так как сильная жара значительно ухудшает условия и снижает эффективность труда рабочих. Например, при работе на открытом воздухе в летнее время в районах Средней Азии неблагоприятным обстоятельством является тепловой перегрев организма рабочих. Пороговая температура воздуха на рабочих местах, при которой наблюдается резкое снижение производительности труда рабочих, - около +30 °С.
Учитывая это, оценку климатических условий района работ
предлагается вести по формуле:
, (4.62)
где:
- число дней в году со среднесуточной температурой воздуха выше 0 °С, сут.;
- период с устойчивой дневной температурой воздуха равной и выше +30 "С, сут.; 365 - число дней в году.
Показатель труднодоступности участков работ
оценивается с помощью двух факторов: категории проходимости
, и абсолютной высотной отметкой А, которая рассчитывается как средняя величина по минимальной и максимальной отметкам участка. Посредством этих показателей прямо или косвенно учитываются такие усложняющие производство работ факторы, как гористость и расчлененность рельефа, контрастность суточных температур, залесенность и заболоченность площади, ее лавиноопасность. Показатель оценки труднодоступности участков работ
определяется по формуле:
, (4.63)
где: 3000 - условно принятая предельная высота, на которой возможно производство работ, м;
- категория проходимости (1 - хорошая, 2 - удовлетворительная, 3 - плохая, 4 - очень плохая) территории, где выполняются работы.
Показатель сезонности производства работ
на железнодорожном транспорте выражается через показатель сезонности, характеризующий изменение объемов работ по периодам года, который определяют по формуле:
, (4.64)
где:
- объемы работ соответственно в летний период и в целом за год.
Показатель транспортной доступности
определяется по формуле:
, (4.65)
где:
- общие тонно-часы перевозки груза с учетом среднего времени доставки груза от станции отправителя до станции получателя;
- тонно-километры перевозки;
- площадь рассматриваемой территории, км2;
- эксплуатационная длина путей сообщения, км.
Величина транспортной доступности определяется средним временем, которое необходимо пользователю транспорта для достижения необходимого пункта из любого другого на определенной территории.
Показатель экономического освоения территории
. Оценка степени экономического освоения территории, где выполняются работы, рассчитывается по средней плотности населения района по формуле:
, (4.66)
где: ПН - плотность населения административного района или территории, подчиненной муниципалитету, в пределах которых расположен объект, чел./км2; 82 - наиболее высокая плотность населения среди других районов России, чел./км2.
Для районов, где плотность населения превышает указанную величину,
принимается равным единице. Если работы выполняют на территории городов и поселков городского типа, то Кпэ3 = 1. Значения показателей экономического освоения территорий, на которых проводятся работы, изменяются в пределах от 0,01 до 1.
Показатель удаленности объектов работ от центров управления
характеризует расстояние по существующим схемам сообщения с учетом проходимости транспортных путей.
Удаленность объектов работ от центров управления рассчитывается по формуле:
, (4.67)
где:
- расстояние от объекта до базы НОД, км;
- расстояние от базы НОД до базы дороги, км.
Структура управления работами на уровне экспедиций представлена одно- и двухзвенными схемами: дорога - НОД, НОД - участок.
Синтезирующий показатель, характеризующий сложность природно-экономических условий производства работ на транспорте
рассчитывается по формуле:
, (4.68)
где:
- значение частных показателей, характеризующих климатические условия района работ
, труднодоступность участков работ
, сезонность производства работ
, транспортную доступность
, экономическое освоение территории
, удаленность объектов работ от центров управления
;
- степень влияния
,
,
,
,
,
на эффективность производства работ. Коэффициенты
- определяются экспертным методом.






