Оценка природно-экономических условий производства работ

Научная основа количественной оценки природно-экономических условий производства работ на железнодорожном транспорте позво­ляет уточнить механизм взаимодействия их с техническими, эконо­мическими и социальными системами. Так, суровость климата не вли­яет на производительность труда работников, находящихся в утеплен­ных цехах. Однако на работу бригад, ведущих работы на открытом воздухе, природные факторы оказывают существенное влияние.

Природно-экономические условия влияют на производительность труда рабочих, на общие показатели экономической эффективности пред­приятия, определяют состав, структуру и физические объемы работ. Сле­довательно, детальный количественный учет природно-экономических условий производства работ повышает объективность анализа и уро­вень планирования основных технико-экономических показателей.

Природно-климатические условия производства работ , оце­ниваются следующими частными показателями.

Показатель климатических условий района работ . При ха­рактеристике климатических условий (сила ветра, влажность возду­ха, среднегодовое количество осадков и др.) необходимо учитывать лишь наиболее важные и обобщающие, а именно: температуру в зим­ний и летний периоды и их длительность. Суровость климата доста­точно объективно характеризуется длительностью периода со сред­несуточной температурой воздуха выше 0 °С. При расчете показа­теля следует учитывать периоды времени с высокими дневными температурами, так как сильная жара значительно ухудшает усло­вия и снижает эффективность труда рабочих. Например, при работе на открытом воздухе в летнее время в районах Средней Азии небла­гоприятным обстоятельством является тепловой перегрев организ­ма рабочих. Пороговая температура воздуха на рабочих местах, при которой наблюдается резкое снижение производительности труда рабочих, - около +30 °С.

Учитывая это, оценку климатических условий района работ предлагается вести по формуле:

, (4.62)

где: - число дней в году со среднесуточной температурой воздуха выше 0 °С, сут.; - период с устойчивой дневной температурой воздуха равной и выше +30 "С, сут.; 365 - число дней в году.

Показатель труднодоступности участков работ оценивается с помощью двух факторов: категории проходимости , и абсолютной высотной отметкой А, которая рассчитывается как средняя величина по минимальной и максимальной отметкам участка. Посредством этих показателей прямо или косвенно учитываются такие усложняющие производство работ факторы, как гористость и расчлененность релье­фа, контрастность суточных температур, залесенность и заболоченность площади, ее лавиноопасность. Показатель оценки труднодоступности участков работ определяется по формуле:

, (4.63)

где: 3000 - условно принятая предельная высота, на которой возможно произ­водство работ, м; - категория проходимости (1 - хорошая, 2 - удовлетворительная, 3 - плохая, 4 - очень плохая) территории, где выполняются работы.

Показатель сезонности производства работ на железнодорож­ном транспорте выражается через показатель сезонности, характе­ризующий изменение объемов работ по периодам года, который определяют по формуле:

, (4.64)

где: - объемы работ соответственно в летний период и в целом за год.

Показатель транспортной доступности определяется по формуле:

, (4.65)

где: - общие тонно-часы перевозки груза с учетом среднего времени достав­ки груза от станции отправителя до станции получателя; - тонно-километры перевозки; - площадь рассматриваемой территории, км2; - эксплуатационная длина путей сообщения, км.

Величина транспортной доступности определяется средним време­нем, которое необходимо пользователю транспорта для достижения необходимого пункта из любого другого на определенной территории.

Показатель экономического освоения территории . Оценка сте­пени экономического освоения территории, где выполняются работы, рассчитывается по средней плотности населения района по формуле:

, (4.66)

где: ПН - плотность населения административного района или территории, подчиненной муниципалитету, в пределах которых расположен объект, чел./км2; 82 - наиболее высокая плотность населения среди других районов Рос­сии, чел./км2.

Для районов, где плотность населения превышает указанную ве­личину, принимается равным единице. Если работы выполняют на территории городов и поселков городского типа, то Кпэ3 = 1. Значения показателей экономического освоения территорий, на ко­торых проводятся работы, изменяются в пределах от 0,01 до 1.

Показатель удаленности объектов работ от центров управления характеризует расстояние по существующим схемам сообще­ния с учетом проходимости транспортных путей.

Удаленность объектов работ от центров управления рассчиты­вается по формуле:

, (4.67)

где: - расстояние от объекта до базы НОД, км; - расстояние от базы НОД до базы дороги, км.

Структура управления работами на уровне экспедиций представле­на одно- и двухзвенными схемами: дорога - НОД, НОД - участок.

Синтезирующий показатель, характеризующий сложность природно-экономических условий производства работ на транспорте рассчитывается по формуле:

, (4.68)

где: - значение частных показателей, характеризующих климатические усло­вия района работ , труднодоступность участков работ , сезонность про­изводства работ , транспортную доступность , экономическое освоение территории , удаленность объектов работ от центров управления ; - степень влияния , , , , , на эффективность про­изводства работ. Коэффициенты - определяются экспертным методом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: