Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Основные труды




«Крес­тьянская реформа 1864 года в Царстве Польском» (1893),

«Крестьянская реформа» (1905),

«Общественное движение при Александре II» (1905),

«Кур­с истории России XIX века» (1912 - 1914),

«Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма» (1914).

Историческая концепция. «Кур­с истории России XIX века».К созданию своего «Курса» Корнилов пришел в расцвете твор­ческих сил — зрелым человеком и искушенным политиком, опыт­ным ученым-исследователем. Вполне естественно, что «Курс» стал итоговой работой, в которой историк выразил себя наиболее пол­но, со всеми своими достоинствами и недостатками.

В методологическом плане Корнилов ставил на первое место изучение факта. Он подчеркивал, что стремится «к объективности», основанной на «возможно полном и точном» из­ложении материала. Историк считал необходимым свести во­едино материал, наработанный другими историками, сравнить между собой их сужде­ния, а в случае неясности или неточности обратиться непосредственно к источникам. Корнилов изначально предпо­лагал дать в «Курсе» свою концепцию русской истории последне­го столетия, базирующуюся на освоенном им обширном фактическом материале.

«Курс» предваряет очерк истории России с монгольского нашествия. Корнилов ясно определяет первоочередную, жизненно важную задачу, вставшую перед русским народом пос­ле татаро-монгольского нашествия: «Формирование и укрепление государственной территории». Претворить эту задачу в жизнь в тех условиях могла только одна сила — центральная государствен­ная власть в лице московских князей, опиравшаяся на все слои населения, прежде всего на служилое сословие. В борьбе с мно­гочисленными врагами эта власть, приобретавшая все более дес­потический характер, безжалостно напрягала народные силы. Тяж­кое тягло в той или иной форме было наложено на все сословия — крепостной труд для крестьянства, изнурительные повинности для посада, пожизненная служба для поместного дворянства. При этом автор придерживался теории закрепощения и раскрепощения сословий — основного постулата государствен­ной школы.

Выполнение исторической задачи, во имя которой закрепо­щались сословия, растянулось на века, и было завершено при Екатерине II. Поэтому вторая половина XVIII в. стала, по словам Корнилова, «великим поворотным пунк­том в истории нашей страны»: отныне «главной целью государ­ственной деятельности признается уже не расширение и охрана государственной территории, а “блаженство” подданных, благо­получие граждан». В России начинается совершенно новый ис­торический процесс, который и дает содержание новейшей ис­тории – раскрепощение сословий государственной властью. Самый значительный шаг на этом пути — «Мани­фест о вольности дворянской 1762 г».




Корнилов отмечает, ссылаясь на упразднение наиболее жестоких на­казаний по суду, постепенное смягчение «демиурга рус­ской истории» — самодержавной власти, постепенный отказ ее от деспотической формы правления. Историк называет еще одно важное событие. В XVIII в. рядом с самодержавием появляется еще одна историческая сила — «бессословная интеллигенция». Впоследствии она заявляет о себе как о «наиболее активном движущем элементе» в государстве. На первом этапе русской истории основные задачи, стоявшие перед всем народом, самостоятельно и полновластно решало надсословное правительство, то теперь по мере появления иных, качественно новых проблем эту честь начинает оспаривать у него бессословная интеллигенция.

Подробно освещая начало царствования Александра I, Корнилов выразительно показывает, как власть, несмотря на искреннее стремление молодого царя следовать курсом перемен, оказалась не способной к решению насущных задач, продиктованных всем ходом русской истории. Разочарование в Александре-реформаторе, ставшее осо­бенно сильным после Отечественной войны, подтолкнуло моло­дое общество к самостоятельным действиям. Движение декабристов расценивается Корниловым как вполне органичное, неизбежное и в целом позитивное явление. Но восстание 14 декабря - «преждевременный или неподготовленный взрыв», приведший к гибельным последствиям. В результате: «Страна лишилась лучших и наибо­лее самостоятельных представителей передового мыслящего общества, остальная часть которого была запугана и терроризи­рована мерами правительства, а правительство оказалось совер­шенно разобщенным в предстоявшей ей трудной работе с ум­ственными силами страны...»



Под знаком разобщения прошло все следующее царствова­ние — Николая I. Лекции Корнилова, посвященные общественно­му движению этого времени, чрезвычайно обстоятельны: в них подробно рассказано о кружках 1830-х годов, западниках и славя­нофилах, даны развернутые характеристики периодических изда­ний различных направлений. Однако все это движение никакого реального воздействия на пра­вительство не оказывало и, следовательно, способствовать раз­витию исторического процесса никак не могло.

Корнилов чрезвычайно внимательно про­слеживает движение правительственной политики, прежде всего в сфере «главного», кресть­янского вопроса, который «не сходил с очереди дня почти во все продолжение царствования Николая...». Основным толчком к реформа­торской деятельности николаевского правительства явились, по его мнению, крестьянские волнения. Именно они, «повторяясь постоянно, не давали правительству закрыть глаза на те язвы крепостного права, которые в то время уже громко кри­чали о своем существовании». Выясняя далее причины крестьянских вол­нений, Корнилов отмечал: «Во внутренней жизник этому времени сложились материальные условия, которые могущественнее всяких идейных требований расшатывали крепостной строй и подготавливали его падение».

Начало царствования Александра II исто­рик рассматривает параллельно «преобразовательному перио­ду» правления Александра I. В обоих случаях, отмечает он, движу­щей силой назревших реформ было правительство. Что же каса­лось общества, то оно, по словам историка, в середине 1850-х гг., точно так же, как и в начале века, с одной стороны, находилось в настроении «совершенно оптимистическом, необыкновенно розовом и благодушном», а с другой — в нем «на первых порах очень мало проявлялась склонность к самостоятельности и инициативе». Однако по мере того как правительство показывало свою неспо­собность к последовательной реформаторской деятельности, общество выходило из состояния эйфории и, проявляя свою само­стоятельность, все более активно участвовало в подготовке крес­тьянской реформы. И здесь сказалось отличие эпохи реформ от начало правления Александра I — власть и общество смогли на этом этапе развития России действовать совместно. В лекциях Корнилов подробно излагал свои обоснованные соображения об определяющем идейном влиянии общественности на правительство. Этим влиянием он и объяснял большинство положительных черт реформы, а все серьезные недостатки преобразования были порождены тем, что влияние это было все же непол­ным — прочный «дружественный союз» между либеральной бю­рократией и общественностью так до конца и не сложился.

Корнилов указывает и на крестьянские волнения как на одну из основных причин реформ 60-х гг. За ними, как и за волнениями николаевского периода, историк видит «материальные интересы». Но еще более неожиданно выглядит в «Курсе» тезис о «материальной основе» различных те­чений общественной мысли и правительственных группировок. При подготовке и проведении крестьянс­кой реформы оказывается, что «материальные интересы» дворян­ства оказывали самоё серьезное влияние на деятельность и над­классового правительства, и бессословной общественности. Прав­да, он ни разу прямо не говорит о выражении правительством или какой-либо частью общественно­сти интересов того или иного «сословия». Несмот­ря на осторожность в формулировках, Корнилов серьезно нарушает важнейшие постулаты государственной схемы о надклассовом характере основных сил исторического процесса. Правда, в лекциях, посвященных пореформенной эпохе, Корнилов вновь настойчиво пытался восстановить положение о «бессословной интеллигенции» во всей его полноте. Историк говорит о «передовой части общества» как о единой силе, подчеркивая общность взглядов представителей либерального и революционно-демократического течений. В ее программе заключались требования дальнейших преобразований, которые «значительно переросли предположения правительства». Общество окончательно созрело для того, чтобы возглавить исторический процесс, перехватить у дряхлеющей вла­сти инициативу.

Корнилов не мог игнорировать ту роль, которую во второй половине 60-х — 70-х гг. XIX в. играли в русском общественном движении революционеры — сна­чала «радикалы», затем революционные народники. Однако он склонен был видеть в этих «крайних настроениях нечто не впол­не естественное, «случайное, вызванное, прежде всего неразумием власти. Именно власть своей непоследовательностью в проведении «коренных реформ», с одной стороны, и «грубыми преследовани­ями и гонениями», с другой, искажала общественное — либераль­ное, по сути, движение, придавая ему искусственно-революци­онный характер. При этом К. старался подчеркнуть, что даже в период народовольческого террора между либералами и революционерами существовали определенные связи и даже сим­патии — если и не взаимные, то, во всяком случае, со стороны ли­бералов. Убийство же Александра II К. расценивает как «катастрофу», причем его ужасает не само убийство главы государства как таковое, а то, что оно привело к «роковому исходу для всей той системы, которая проектировалась Лорис-Меликовым...».

Описанием трагических событий 1881 г. Корнилов завершал первое издание своего «Курса». Во втором появились еще четы­ре лекции, посвященные царствованию Александра III. История эта была самая недавняя, ее изучение только начиналось и новая часть «Курса» носила заметный отпечаток незавершенности. Корнилов не ограничивается сетованиями на «неспособность» власти, на гибельную оторванность ее от либеральной общественности, а говорит здесь о тесной взаи­мосвязи правительственной и дворянской реакции, направлен­ной на «защиту материальных интересов дворянства». Естественно, возникает предположение, что внутренняя политика Александра III свидетельствовала не столько о «неспо­собности» власти, сколько о ее зависимости от вполне реальных классовых интересов.





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 751; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8860 - | 7186 - или читать все...

Читайте также:

  1. B Концепция биосферы, ее границы. Принципы развития биосферы, ее основные компоненты и главные биогеохимические циклы
  2. B Основные виды негативного воздействия человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы
  3. B Основные положения теории Дарвина. Роль естественного отбора. Дарвиновская «триада». Что добавили к ней современные пред-ставления об эволюции?
  4. B Основные этапы эволюции человека
  5. I .Основные математические понятия и факты
  6. I группа. Основные счета. Применяются для учета и контроля за наличием и движением хозяйственных средств и источников их формирования
  7. I. Основные свойства живого
  8. I.5. Основные критерии оценки ответов
  9. II. 6.4. Основные виды деятельности и их развитие у человека
  10. II. Бухгалтерская отчетность: основные требования, состав и порядок представления
  11. II. Основные действия при возникновении различных внештатных ситуаций
  12. II. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ


 

18.205.60.226 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.