(авт. Стебнева Г.А.)
Цели урока:
- подготовить обучающихся к умению выделять (видеть) информационную составляющую в деятельности человека;
- обратить внимание обучающихся на роль информации в жизни человека;
- обобщить сведения о видах информации по форме представления на основе анализа примеров;
- заполнить титульный лист рабочей тетради и познакомить обучающихся с типовыми информационными задачами;
- провести инструктаж по технике безопасности и напомнить правила поведения при работе в компьютерном классе.
Педагогические задачи:
- развивать любознательность ребёнка и прививать ему интерес к исследованию;
- продолжать формировать информационную культуру ребёнка;
- раскрыть смысл понятия «сообщение», используя его в разных контекстах.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- знать и называть виды информации по форме их представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая);
- понимать значения слов «информация» и «сообщение», уметь правильно использовать их;
- уметь приводить примеры простых видов человеческой деятельности с выделением информационной составляющей.
Ключевые понятия: сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер.
Вспомогательные понятия: инструменты, работа с информацией, системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
Характеристика урока:
- форма организации: эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт обучающихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока: комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);
- стратегия: индивидуально-соревновательная, самоконтроль.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), обучающая программа, рисунки, иллюстрирующие информационную деятельность человека, в том числе его работу на компьютере.
План урока:
I. Организационный момент, знакомство с оборудованием компьютерного класса,
инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке (3 - 5 мин).
II. Обобщение сведений, известных ребёнку по теме урока, в виде эвристической
беседы (5 - 7 мин).
III. Решение информационных задач в рабочей тетради (7 - 8 мин).
IV. Физкультминутка (2 - 3 мин).
V. Компьютерный практикум (10 - 12 мин).
VI. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
VII. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. После долгих летних каникул мы вновь с вами будем проводить уроки информатики в компьютерном классе. Давайте вспомним правила по технике безопасности и поведения при работе на компьютере:
- входить в класс нужно только в сменной обуви, с чистыми руками;
- запрещается вставать, бегать по классу, болтать ногами, сидя за компьютером;
- приступать к работе за компьютером можно только после разрешения учителя, строго следуя всем его указаниям;
- нужно находиться на расстоянии вытянутой руки от экрана;
- не следует резко перемещать части компьютера, прикасаться к экрану монитора, трогать провода;
- при запахе дыма нужно срочно сообщить учителю.
ΙΙ. Обобщение сведений о видах информации.
1. Фронтальная беседа.
- Прочитайте тему урока. О чём бы вам хотелось узнать?
- Что представляет собой информация, которая нас окружает?
- Какие органы чувств участвуют в восприятии информации реальной действительности? (нос, кожа, язык, уши, глаза)
2. Игра «Угадай предмет».
Описание правил игры.
Обучающемуся предлагается предмет, который нельзя трогать, видеть, пробовать, а можно только понюхать (апельсин). Делается вывод о том, какой орган чувств помог узнать предмет (орган обоняния)
Обучающемуся предлагается предмет, который находится в мешочке. Делается вывод о том, с помощью какого органа чувств можно получить информацию (орган осязания)
Обучающемуся предлагается предмет, который нельзя трогать, видеть, нюхать, но можно попробовать. Делается вывод о том, какой орган чувств помог узнать предмет (орган вкуса)
Обучающемуся предлагается угадать музыкальный инструмент (звучит музыка). Делается вывод о том, какой орган чувств помог узнать предмет (орган слуха)
Обучающемуся предлагается предмет, который ребёнок не видит. Какие органы чувств помогут узнать его?
Вывод:
- Какие органы чувств есть у человека для восприятия информации?
- Как называют информацию, получаемую с помощью глаз, ушей, носа, кожи, языка?
- Зачем человеку несколько органов чувств?
3. Работа с текстом учебника с. 5 - 8.
Дети рассматривают примеры из жизни людей и делают вывод о значении органов чувств для человека.
ΙΙΙ. Решение информационных задач.
Дети самостоятельно выполняют задание № 1 – 5 в рабочей тетради (с. 3 - 5). Проверка правильности происходит через комментированное объяснение.
ΙV. Физкультминутка.