План
4.1 Виды проб.
4.2 Порядок и документальное оформление отбора проб.
4.2.1 Отбор проб стандартизованной продукции.
4.2.2 Отбор проб кулинарной продукции. 4.3 Оформление результатов анализов.
Цепи: ознакомившись с данной темой, студент должен:
1. Иметь представление об основных понятиях в области отбора проб.
2. Знать:
- правила отбора проб полуфабрикатов, готовых блюд, кулинарных и кондитерских изделий при реализации и при отправке на испытания;
- порядок оформления отбора проб, обеспечение их сохранности. Уметь:
- отбирать пробы полуфабрикатов, готовых блюд, кулинарной и кондитерской продукции;
- оформлять акты отбора проб.
Виды проб
Отбор проб является очень важной и ответственной задачей, поскольку заключение лаборатории, сделанное на основе анализа отобранной пробы, распространяется на всю партию продукции данного вида. Поэтому для обеспечения правильности проведения анализов и сделанного заключения необходимо, чтобы взятая проба отображала свойства всей партии продукции, выпускаемой предприятием.
Качество сырья, полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции оценивается по результатам анализа части продукции от партии. Партией считается любое количество продукции одного наименования, изготовленной предприятием за смену. Отбор проб сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, на которые разработана техническая документация (ГОСТ, ТУ и др.), производят, вскрывая определенное количество транспортных единиц упаковки, оговоренное в указанных документах, и отбирая часть продукции. Пробу, отобранную из отдельной единицы упаковки, называют разовой или точечной. Количество продукции разовой пробы из каждой единицы упаковки должно быть одинаковым (равновеликим). Разовые пробы соединяют, перемешивают и составляют среднюю или объединенную пробу способом, описанным в нормативной или нормативно-технической документации. Средняя проба должна быть отобрана таким образом, чтобы состав ее соответствовал всей партии.
При отсутствии стандартов и технических условий на сырье и полуфабрикаты для отбора средней пробы из небольшой партии продукции вскрывают все единицы упаковки, если их не более пяти, а в более крупной - каждую вторую или третью, но не менее пяти.
Из средней пробы выделяют части для органолептической оценки, определения массы и лабораторного анализа.