Управленческий контроль — одна из основных функций менеджмента, участок управленческой деятельности, цель которой — количественная и качественная оценка труда и учет результатов работы организации. Главные инструменты реализации этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общей системе управления контроль выступает как элемент обратной связи. По его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевре-менно и достаточно прост. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организация стремится строить работу на принципе доверия к людям, что приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В такой обстановке контроль становится менее жестким и более экономичным.
|
|
Существует несколько причин, обусловивших необходимость управленческого контроля. Основополагающая причина — необходимость наблюдать за тем, чем люди заняты, чтобы быть уверенными, что они знают, что и как им следует делать. Мелкие ошибки не кажутся значительными, но их совокупный эффект через некоторое время может сказаться на снижении потенциала организации.
Другая причина необходимости управленческого контроля — постоянные изменения, с которыми организации и их менеджеры сталкиваются. Динамичность внутреннего и внешнего окружения организации усиливает важность связи между планированием и контролем. Менеджеры разрабатывают планы и цели, достижение которых требует времени. В течение этого времени могут произойти многие изменения как в самой организации, так и в ее окружении. Изменения могут потребовать корректировки планов и даже сделать некоторые цели организации несоответствующими обстановке. Хорошо организованный контроль помогает менеджерам предсказывать, наблюдать и приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Третья важная причина необходимости управленческого контроля — возрастающая сложность организаций, занимающихся бизнесом, вследствие роста их размеров и масштабов производства. Когда организация маленькая, ее менеджеры близки ко всем осуществляемым видам деятельности. Но по мере возрастания производства менеджеры, ответственные за выполнение всех задач организации, не могут персонально наблюдать за каждым видом деятельности и меняющимися условиями или лично решать, какие изменения необходимы. Они нуждаются в формальной системе контроля.
|
|
Деятельность организации требует, чтобы контроль и планирование, тесно связанные между собой, были непрерывными. Сущность контроля заключается в трех основных элементах:
установление контролируемых стандартов деятельности;
измерение и анализ результатов деятельности, информация о которых получена с помощью контроля;
корректировка технологических, хозяйственных и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.
Цели контроля будут достигнуты только в том случае, если он осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Прежде всего контроль должен быть всеохватывающим, то есть удерживающим в поле зрения основные сферы деятельности организации — внешнюю ситуацию и внутренние процессы. Это не значит, что он должен быть тотальным, мелочным, фиксировать любые события. Нужен разумный, научно обоснованный подход, позволяющий получать достаточно полную и объективную картину ситуации. Такой контроль не может осуществлять одно лицо или небольшая группа лиц. К его осуществлению нужно привлекать весь персонал организации или его значительную часть, потому что лучший вид контроля — это самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей. Поэтому нужно максимально расширять полномочия людей в процессе выполнения их обязанностей и проверять лишь результаты.
Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, заданную приоритетами развития организации. Второстепенные сферы деятельности часто тщательно проверять нецелесообразно, а иногда и вовсе не имеет смысла, так как на это будет отвлекаться много сил и средств.
Контроль осуществляется не ради выявления проблем, а для их успешного решения и достижения конкретных результатов. Поэтому информация, ненужная для корректировки деятельности, бесполезна, собирать ее не стоит. В то же время необходимо точно знать степень отклонения основных процессов от научно обоснованных стандартов; чтобы иметь возможность провести точный анализ причин и последствий, найти правильные решения.
В то же время главная цель контроля — не исправление, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле, поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент планирования на всех стадиях.
Без надежной системы контроля ни одна организация не может успешно функционировать. Задачи контроля следующие:
• обнаружить во внешней или внутренней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее функционирование и развитие, своевременно на них отреагировать;
• вскрыть неизбежные в деятельности любой организации нарушения, изъяны, ошибки и оперативно принять меры к их устранению;
• служить основой для оценки работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления ею.
Итак, контроль позволяет избежать неудовлетворительных результатов деятельности и создает необходимые предпосылки для стимулирования персонала.
Эффективный контроль должен увязываться с планированием и изменениями в структуре организации и системе управления, поэтому важный его принцип — гибкость, иначе он будет запаздывать и окажется бесполезным.
Контроль должен быть экономичным, чтобы выгоды, приносимые им, превышали затраты на его проведение. Поэтому необходимо сократить до минимума все связанные с контролем издержки на технические средства, сбор, переработку и хранение информации. Отсутствие эффекта от контроля свидетельствует о том, что не удается повысить степень владения руководством организации реальной ситуацией.
Эффективный контроль требует нацеленности на конкретные процессы, результаты и людей с учетом их личных качеств, должностного положения, связей в коллективе. Ориентация на человеческий фактор предполагает не только объективность контроля, но и его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки, что существенно ухудшает морально-психологический климат. Все это возможно в условиях максимальной открытости, гласности. Чрезмерного контроля следует избегать. Однако продолжительное отсутствие его — также неблагоприятный фактор, свидетельствующий о безразличном отношении руководства к людям и делам организации, что неминуемо вызывает соответствующую обратную реакцию.
|
|
Можно выделить следующие функции контроля:
диагностическая — ведущая функция: кто бы ни был проверяющим, какие бы задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе подлинное состояние дел, то есть поставить диагноз;
обратной связи —информация, поступающая руководителю о ходе решения задач, дает возможность оказывать влияние на процесс;
ориентирующая — проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контролирует начальник, приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания руководителя;
стимулирующая — близка к ориентирующей, но если ориентирующая функция направлена на конкретные работы, то стимулирующая — на выполнение и вовлечение в процесс труда неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческих;
корректирующая — связана с уточнениями, которые вносят в решения на основе материалов контроля; со сложной психологической ситуацией — руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом деле подчиненный уже проверил на практике эффективность решения руководителя, то есть контроль, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию — соответствию решения практике;
педагогическая — контроль, если он построен умело, побуждает исполнителей к добросовестному труду.
|
|
Руководитель, для которого контроль наряду с планированием — главная служебная обязанность, должен проявлять при его проведении заботу о деле и людях, поощрять за позитивные результаты. Это стимулирует рост производительности труда сотрудников, их стремление к самосовершенствованию. Возложение на то или иное должностное лицо функций контроля требует учета не только его формального положения в служебной иерархии, но и личных качеств, склонностей, отношения к нему коллег и подчиненных.
Основные объекты контроля в организации — важнейшие характеристики производственного, технического, кадрового потенциала, ее финансового состояния; промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий; показатели расходования ресурсов, экономической эффективности.