Организация — самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию. Это объединение упорядочение взаимодействующих производственных и функциональных подразделений, а также процессов и действий людей, в совокупности обеспечивающих выпуск продукции.
Организация характеризуется следующими признаками.
• Имеет цель, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность действиям, без нее нет и не может быть организации, потому что люди не согласятся просто так подчиняться общим требованиям, с которыми они могут быть внутренне не согласны.
• Имеет ресурсы (люди, материалы, технология и информация), которые должна преобразовать для достижения своих целей и получения результатов.
• Осуществляет совместную деятельность в различных формах (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.). Эти формы в каждой конкретной организации зависят от ее целей, видов деятельности, разделения труда и других факторов. Для лучшего взаимодействия групп и подразделений в организациях используют различные организационные структуры. Взаимодействие позволяет интегрировать деятельность людей, способствует формированию организации как единого целого, имеющего качественно новые свойства, не сводимые к сумме свойств входящих в него частей (эффект синергии).
• Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных видов трудовой деятельности и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями, что служит основой их дальнейшей специализации. Оно может быть постадийным, соответствующим последовательным этапам превращения исходных ресурсов в конечный продукт или услугу, а в его рамках — технологическим и пооперационным, и по уровням управленческой иерархии, то есть между руководителями и подчиненными. Первое называется горизонтальным, второе — вертикальным.
• Обладает обособленностью, что выражается в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
• Имеет возможность саморегулирования — в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и реализовывать внешние команды с учетом конкретных обстоятельств.
• Обладает организационной культурой — совокупностью установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и поведение людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относят, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации. Это ее символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий.
Жизнедеятельность организаций протекает так же, как и общества, подчиняясь действию определенных законов.
Закон синергии считается главным в деятельности организации. Он гласит, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности.
Закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Разделение дополняется объединением, специализация —универсализацией, дифференциация — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно, существенно увеличивать общий организационный потенциал.
Сохранение пропорциональности между организацией и ее элементами при любых изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. В том и другом случае возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.
Закон композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.
Закон самосохранения предполагает, что любая организация, равно как и ее элементы, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т. д., экономию и рациональное использование ресурсов, расширение сферы деятельности.
Самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях, естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к застою и бюрократизации.
Закон информированности. В организации порядок зависит от информированности ее членов о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
Закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становление, развитие и угасание. Задача руководства — максимально сократить первую фазу, продлить вторую и отсрочить наступление третьей.
Современные организации очень разнообразны и подразделяются по определенным критериям. Так, на основании критерия формализации выделяют:
формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;
неформальные организации — функционируют без четко определенных целей, правил и структур; это семья, дружеские отношения, неформальные отношения между людьми.
По формам собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными, семейными.
По отношению к прибыли организации подразделяют на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют цель извлечения прибыли, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы.
По принадлежности к той или иной отрасли экономики различают организации промышленности, строительства, сельского хо зяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания, образования.
По участию в различных секторах производства выделяют четыре типа организаций, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т. д.;
отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности: машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;
отрасли третичного цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов, — банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;
организации и институты, которые занимаются прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности — информационными технологиями; этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.
Организационно-правовые формы организаций регламентирует Гражданский кодекс РФ.