Последствий чрезвычайных ситуаций

Предупредить ЧС целесообразно еще на этапе возникновения опасности. В общем случае можно выделить источники опасности и систему, подвергающуюся опасности. Источниками опасности можно считать опасные природные и антропогенные процессы, в том числе ошибки и недоработки нашей собственной деятельности. Системами, подвергающимися опасности, можно считать человека и объекты народного хозяйства.

Для обеспечения безопасности, очевидно, необходима также система, которая могла бы воздействовать как на источники опасностей, так и на системы, подвергающиеся опасностям.

Основными путями обеспечения безопасности являются организация и проведение защитных мероприятий, прогнозирование и профилактика ЧС. На основании знаний опасностей, возможных последствий ЧС основные усилия системы безопасности должны быть направлены на выявление негативных явлений, их причин, на их устранение, профилактику или локализацию.

Достичь безопасности можно только комплексом различных видов обеспечения, присущих человеческой деятельности: методологическим, организационным, управленческим, знаниевым, информационным, юридическим, кадровым, техническим, инфраструктурным.

Методологическое обеспечение необходимо в основном для новых систем человеческой деятельности, где еще не созданы все виды обеспечения.

Организационное обеспечение подразумевает наличие организации с участием государственных органов (например, органов надзора).

Управленческое обеспечение состоит в выработке целей деятельности и путей их достижения. Управленцы должны будут непрерывно пересматривать, дополнять и модернизировать меры по обеспечению безопасности на основе постоянно пополняемых знаний и информации о состоянии дел.

Знаниевое обеспечение – это новые научные данные об объектах и процессах, которые позволяют, в частности управленцам, принимать более оптимальные решения, направленные на обеспечение безопасности.

Информационное обеспечение – это получение более полных данных о процессах, объектах или явлениях, которые используются для достижения безопасности.

Юридическое обеспечение предполагает наличие правовой базы для обеспечения безопасности.

Кадровое обеспечение – это наличие профессиональных высококвалифицированных кадров, от которых зависит успех решения проблем.

Техническое обеспечение включает широкий круг задач. Например, имеются компьютерные программы, способные вычислять вероятность аварии на предприятиях, определять величину и характер опасных выбросов, учитывать метеоусловия, рельеф местности, расположение дорог, населенных пунктов, строить карты распределения риска.

Инфраструктурное обеспечение позволяет решать задачи в масштабе городов, регионов и государства в целом.

Перечисленные выше виды обеспечения являются необходимым, но недостаточным условием решения задач обеспечения безопасности, так как существуют особенности предупреждения ЧС различного характера.

Предупреждение ЧС техногенного характера в основном сводится к выполнению требований, предъявляемых к опасным производствам и технологиям на потенциально опасных объектах, в частности к повышению надежности работы оборудования, совершенствованию противоаварийной защиты, соблюдению правил техники безопасности и т. д.

К потенциально опасным относятся химически опасные, радиационно опасные, пожаро- и взрывоопасные и гидродинамически опасные объекты.

Химически опасные объекты – это станции водоочистки, холодильные установки, предприятия химической промышленности, железнодорожные цистерны с ХОВ. Для предупреждения аварий и катастроф на этих объектах и уменьшения их масштабов проводят следующие предупредительные мероприятия:

– снижение запасов ХОВ;

– совершенствование противоаварийной защиты;

– повышение надежности оборудования;

– размещение объекта на безопасном удалении от жилой застройки и других объектов;

– соблюдение правил безопасности при перевозках ХОВ;

– контроль за эксплуатационными параметрами, от которых зависит вероятность ЧС;

– своевременная замена устаревшего оборудования;

– обеспечение высокой профессиональной подготовки производственного персонала;

– вневедомственный контроль за состоянием безопасности производства, хранением и транспортировкой опасных веществ.

К радиационно опасным объектам относят АЭС, НИИ с ядерными реакторами и стендами. В данном случае масштабы загрязнения могут быть от локальных до глобальных со временем действия до сотен лет. Основные предупредительные меры: совершенствование противоаварийной защиты и повышение надежности оборудования при высоком профессионализме обслуживающего персонала.

Пожаро- и взрывоопасные объекты – это нефтеперерабатывающие, химические объекты, хранилища ГСМ, производства угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, лесопильные, деревообрабатывающие, термические цеха, котельные и др. Предупредительные мероприятия: совершенствование противопожарной защиты, безопасности производства, огнестойкости сооружений и т. д.

К гидродинамически опасным объектам относят плотины, напорные бассейны ГЭС и ТЭС, водоприемники. Основные предупредительные мероприятия: постоянное наблюдение за состоянием объекта; регулирование стока воды; заблаговременное прогнозирование аварийных ситуаций.

Таким образом, предотвращение ЧС техногенного характера сводится к повышению устойчивости работы объекта.

Для предупреждения ЧС биологического характера постоянно проводится наблюдение за бактериальной обстановкой, изучаются заболевания людей, животных и растений, выявляются причины болезней, проводятся вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов.

Для предупреждения ЧС социального характера силами государства и мирового сообщества принимаются меры в области экономики, политики, науки, культуры, образования и т. д. Государство и общество в целом не должны допустить войн, различных конфликтов, голода, террора и т. д.

Особая проблема – предупреждение и ослабление последствий стихийных бедствий. В настоящее время система мониторинга способна выявлять и прогнозировать многие природные явления: метеорологические, агрометеорологические, гидрологические, космические и др. Некоторые из них вызывают стихийные бедствия, последствия которых можно предупредить или ослабить, что зависит от своевременного раннего оповещения населения и властей о степени опасности и от экономических, социальных и политических возможностей государства. Практика подтверждает, что затраты на меры по предупреждению часто ниже, чем затраты на ликвидацию стихийного бедствия, а при человеческих жертвах потери в деньгах просто неуместны.

В Республике Беларусь наиболее опасными стихийными бедствиями являются бури и ураганы, наводнения, лесные и торфяные пожары, засухи.

Для ослабления ураганов, смерчей, шквалов и бурь в кучево-дождевые облака вводят йодистое серебро или другое химическое вещество путем сбрасывания «бомб» с йодистым серебром весом до 300 кг. Для недопущения града в облака вводятся твердая углекислота и другие химические вещества с самолетов или путем обстрела из орудий.

Для ослабления наводнений ликвидируют заторы и зажоры на реках с помощью взрывов, задерживают влагу на полях, строят (наращивают) дамбы и плотины, спрямляют русла рек, углубляют отдельные участки рек.

Во время засухи можно с помощью химических реагентов вызвать над полями искусственный дождь при наличии облаков или провести искусственное орошение полей и т. п.

Для предупреждения лесных пожаров делают просеки, строят лесные дороги, оборудуют минерализованные полосы, заполняют их водой, устанавливают запрет на посещение леса в пожароопасный период.

Для ослабления заморозков в летнее время на отдельных участках создают дымовые завесы, поливают посадки водой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: