Ракурс

Выбирая съёмочную точку и выстраивая композицию, оператор часто использует ракурсную позицию. Снимать в ракурсе – значит направить оптическую ось камеры по отношению к вертикальным плоскостям объекта под любым углом, кроме прямого. Поэтому прием может быть двух типов: верхний ракурс или нижний ракурс. Каждый из них создает определенную изобразительную характеристику объекта, которая не могла бы состояться, если бы съемка сселась с обычной точки зрения. При помощи ракурсной съемки оператор решает различные задачи:

1. Пространственно ориентирует зрителя.

2. Раскрывает специфические признаки объекта.

3. Придает объекту эмоциональную окраску.

Ориентация зрителя в пространстве: это самая очевидная роль ракурсной съемки, которая соответствует жизненной практике зрителя, воспринимающего окружающую среду. В этих случаях ракурс создает впечатление, которое человек получает, глядя под углом на вертикальные или горизонтальные плоскости объекта. Такой кадр дает дополнительные сведения о размерах и взаимном положении предметов, попавших в поле зрения камеры. Каждый раз, обращаясь к ракурсной съемке, оператор должен отдавать отчет в том, что даст зрителю применение ракурса. Если для подобного решения достаточно оснований, результат потеряет смысл, даже если кадр будет выглядеть очень эффектно. Если оператор снял водителя машины с нижней точки, то взгляд, устремленный в небо, вовсе не раскроет характер взаимосвязи героя и шоссе, бегущего навстречу машине. Ракурсная съемка применена в данном случае, совершено не уместно. Ракурсный кадр органично входит в монтаж только тогда, когда он раскрывает характерные признаки той ситуации, в которой действует герой съемки.

Показ характерных признаков объекта так же решается с помощью ракурсной съемки. Своеобразный рельеф пейзажа, необычный архитектурный комплекс или интерьер, характер среды, в которой действуют герои, нередко может показать со всей выразительностью только при ракурсной съемке. Верхний ракурс позволяет оператору «развернуть» пространство, лежащее перед камерой и тем самым более выразительно показать действие, которое в нем происходит. При съемке общих планов общий ракурс позволяет разместить на картиной плоскости кадра гораздо большее количество изобразительных компонентов, чем это возможно при съемке с обычной точки зрения.

Эмоциональная окраска объекта съёмки применение ракурса как изобразительного эпитета. Ракурс может выражать психологическую характеристику героев. В любом случае ракурс становится действенным средством только тогда, когда оператор обращается к этому приему, чувствуя необходимость высказать свое отношение, к объекту съёмки имея для этого достаточные основания. Вполне естественно, что при нижнем ракурсе герой будет выглядеть крупнее и внушительнее (рис. 34 а) Установив камеру значительно ниже, мы не обязательно ставим целью показать, что герой большой, а просто выбираем креативный ракурс (рис. 34 б). Съёмка с верхнего ракурса, при которой камера явно расположена выше точки схода, не делает героя маленьким. Такой ракурс позволяет отстранить нас от происходящего (рис. 34 в), а с этой точки мы полностью вне сцены (рис. 34 г).

а б

рис. 34

в г

рис. 34 Рассмотрим несколько важных правил, которым стоит следовать, выбирая высоту расположения камеры. Первое: если съёмочная площадка без потолка, в кадр запросто могут попасть границы выгородки (рис. 35 а), если мы планируем такой ракурс, но не предусмотрели потолок, будет слишком поздно что-то менять (рис. 35 б). Одно из решений: точка съёмки, где потолок не будет проблемой; для этого необходимо расположить героев ближе к стене (рис. 35 в;г). Мы рассмотрели этот случай потому, что съёмка снизу вверх может создавать дополнительные трудности, которые становятся очевидными в последний момент, поэтому всё нужно тщательно планировать.

а б

рис. 35

в г

рис. 35

На открытом воздухе возникают проблемы с экспозицией. Снимая против неба, которое значительно ярче, очень трудно получить правильную экспозицию героя. Если экспонировать по герою, небо полностью уйдёт в пересвет (рис. 36 а). Подсветив героя с целью сбалансировать экспозицию, мы рискуем получить прищуренные глаза. Одним из возможных решений является съёмка на фоне менее яркого объекта, которым мы можем управлять. Это достигается проще всего, если камера находится на уровне глаз (рис. 36 б).

а б

рис. 36

Второе правило: для того чтобы показать высоту расположения камеры, нужна точка отсчёта. В реальности мы оцениваем высоту по задней стене. Как только мы добавим что - либо, обозначающее линии перспективы, сразу получим ясное представление о высоте (рис. 37 а). Возвратимся на уровень глаз. Мы видим: перспектива говорит гораздо больше, чем сама высота, поэтому чем больше мы сможем выявить перспективу, тем больше смысла в выборе высоты расположения камеры (рис. 37 б).

а б

рис. 37 Другой способ: добавить передний план. Как только мы поместим женщину на передней план, высота камеры становится на порядок более очевидной (рис. 38 а). Двигаясь ниже, обнаружим, что перспектива мужчины будет заметно отличаться только в самом низу (рис. 38 б).В данном случае у нас получается мощное сочетание перспективы сходящихся линий и переднего плана.

а б

рис. 38

Последний ориентир оценки уровня для расположения камеры – линия горизонта. Если смотреть снизу вверх на героиню, то линия горизонта будет ниже (рис. 39 а), если мы смотрим сверху вниз - линия горизонта будет выше (рис. 39 б),при таком расположении героиня выглядит подавленной окружающей водной поверхностью. При расположении линии горизонта ниже уровня глаз она выглядит более свободной и открытой (рис. 39 а). Поместив камеру на уровень глаз (рис. 39 в), мы получим наиболее реалистичное изображение.

а б в

рис. 39 Чтобы глаза естественным образом находились в нужной части кадра, нам нужно опустить камеру ниже, поэтому сместим её чуть ниже уровня глаз (рис. 40 а).

а

б в

рис. 40

В этом плане через плечо мы снова находимся на уровне глаз, камера

наклонена вниз (рис. 40 б). Но опустимся снова ниже уровня глаз (рис. 40 в); чем дальше мы отдаляемся от героев, тем ближе к уровню запястья нужно опускать камеру (рис. 40 г). Закрепим материал: уровень глаз даёт обычные объективные кадры. Более низкие уровни расслабляют перспективу, придают «киношности» кадру и усиливают ощущения зрителей в кинотеатре, которые обычно находятся ниже экрана (рис. 40 д).

г д

рис. 40


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: