Виды панорам

По принципиальному различию выделяют четыре вида панорам:

1.Обзорная панорама. (оглядывания) Это изменение направления оптической оси объектива во время съемки с целью увеличить сектор обзора и дать более подробные сведения об объекте. Задача этого вида панорам – дать развернутую изобразительную характеристику окружающему пространству, или какому – либо предмету, используя возможность менять направление взгляда камеры в пределах одного съемочного плана. Обзорная панорама может иметь различные характеристики, зависящие от цели, которую поставил перед собой оператор и от специфики самого предмета съемки, но она, как любой кадр фильма, иногда не существует отдельно. При монтаже она неминуемо становится зависимой от других кадров, точно таких же, как и они в известной мере определяют характер и необходимость самой панорамы. Как она скандирована? Что заключает в себе? С чего и как начата? Чем окончилась? Каким был ее темп? Все это обусловлено общей идеей, определить место панорамы в монтажном построении эпизода и степень ее участия в формировании зрительского ряда. Поэтому уже на съемке оператор должен думать о монтажных связях панорамы с предыдущим и последующими кадрами и готовить это соединение. Чтобы гарантировать возможность органично совпадения всех параметров панорамного плана с остальным материалом, оператору следует начинать панораму со статики и закончить статичным кадром. Если панорама началась с движения, ее трудно смонтировать со статичным кадром. Также затруднен переход от панорамного плана к полной статике. Могут быть варианты, когда уместно такое монтажное соединение, но оно должно быть обусловлено спецификой эпизода.

Иногда бывают особые ситуации, когда оператору приходиться работать над монтажной фразой, состоящей из одних панорам, которые впоследствии должны быть смонтированы друг с другом. В этих случаях следует определить темп панорамирования и выдержать его так, чтобы не разбить ритмическое единство всей серии. Движение камеры может нарастать от плана к плану, убывать или быть одинаковым, но трудно представить себе эпизод, состоящий из нескольких панорам, имеющих совершенно различные и случайные динамические характеристики. Если разнобоя темпа не добивались с особым замыслом, материал не смонтируется по ритму, и с таким ясно, что оператор не справился с творческой задачей. Обычно обзорная панорама имеет цель представить объект широко, разнообразно, и поэтому в кадре, как правило, отсутствуют какие – либо акценты. Играет роль лишь общее состояние объекта, характер которого, в частности, подсказывает оператору направление движения камеры. В случае, когда оператор меняет это направление в течение одного панорамного плана, ему следует плавно переходить в каждый из следующих этапов. Панорамируя, оператор должен обращать особое внимание на содержание и композиционное построение финального плана панорамы.

2. Панорама сопровождения. (слежения). Это изменение направления оптической оси объектива во время съёмки при условии, что в кадре находится движущийся объект, за которым следит оператор. Цель такого панорамирования - зафиксировать факт перемещения объекта из одной точки в другую. В подобных случаях оператора интересует факт перемещения объекта из одной точки в другую, взаимодействие объекта со средой и, наконец, если это человек – психологическое состояние героя в момент, когда он меняет свое положение в пространстве. Если реальный объект перемещается в реальном пространстве, то при съемке неподвижной камерой его изображение, построенное лучами света, прошедшими через оптическую систему, тоже будет перемещаться в кадровом окне камеры и пройдет определенный путь. Факт движения передается за счет того, что изображение объекта меняет свою позицию относительно фона. Зритель воспринимает такую картину как модель движения. При съемке статичным планом на экране возникает условное пространство, в котором передвигается изображение объекта, последовательно загораживая отдельные участки фона, и динамический момент будет выявлен одним показателем – самим объектом, который войдет в кадр и выйдет, за его границы. Фон из – за неподвижного положения камеры останется нейтральным. При панораме сопровождения иллюзию движения образуют уже не один, а два изобразительных компонента – объект и фон, который при съемке панорамы обретает динамический эффект. Проекция такого кадра создает иллюзию движения, более близкую к реальности, чем при съемке статичного плана. Эта иллюзия возникает за счет того, что детали фона в той или иной степени теряют свою четкость, пробритая специфический характер «смазки» изображения. Бесконечное разнообразие панорам сопровождения имеет одну сходную черту – камера фиксирует поступательное движение объекта по траекториям, пресекающим направление оптической оси. Каждый раз скорость панорамы, ее длина, масштаб кадра, схем движения камеры – могут быть различными, но панорамные планы такого рода требуют от исполнителя главного – максимально выразительно передать факт перемещения объекта. Такой эффект можно создать, только показав объект во взаимодействии с какими – либо ориентирами, которые могут быть в кадре на фоне или на переднем плане. Без их присутствия передать иллюзию объекта невозможно. Чтобы выполнить эту задачу, оператор должен в равной мере, заботится о показе самого объекта и о показе пространства, в котором перемещается предмет или герой. Без этого панорама сопровождения не может полностью раскрыть суть происходящего действия. Если оператор строит композицию так, что все кадровое поле заполнено самим объектом, ощущение динамики исчезает, потому что в кадре не видны детали фона. Так как реальное пространство трехмерно, есть способ сопровождающего панорамирования, который значительно усиливает динамический эффект. Это съемка с использованием деталей переднего плана. При таком варианте панорамы уже не два, а три изобразительных компонента создают иллюзию движения: сам объект, детали фона и передний план.

Во всех видах панорамы рекомендуется уделять особое внимание началу и окончанию панорамирования, но в панораме сопровождения это особенно важно, т.к. при репортаже перемещение объекта исключает возможность съемки дубля, чтобы облегчить монтажное соединение панорамы сопровождения с остальным материалом, рекомендуется деталь «захлесты», т.е. начинать съемку до того, как движение объекта в кадре станет ярким, динамичным и наступит фаза, интересующая оператора. Начало и конец панорамы нужно сопроводить статичными планами. Угол зрения объективов с различным фокусным расстоянием по – разному передает соотношение «фон – объект». «Чем короче фокусное расстояние объектива, тем динамичнее будет изменение величины приближающегося к съемочной точке объекта». При съемке короткофокусной оптикой динамика подчеркивается динамичным изменением масштаба самого объекта, а фон играет вспомогательную роль. При съемке длиннофокусной оптикой главным динамическим ориентиром служат «смазанные» детали фона, которые создают ощущения движения объектива в пространстве. При использовании длиннофокусной оптики с увеличением расстоянием от объектива до деталей второго плана за счет узкого угла объектива на фоне возрастает количество движения и создается иллюзия значительного увеличения скорости. Поэтому панорама сопровождения, снятая длиннофокусной оптикой, создает ощущение более быстрого передвижения людей и предметов, чем это происходит на самом деле.

В случае использования широкоугольной оптики изобразительная характеристика объекта на начальном и конечном этапах будет дана общим планом, а момент контакта на крупном плане окажется кратковременным. Психологическое состояние героя, которое передает мимика, при съемке широкоугольным объективом, останется не раскрытым.

Длиннофокусная оптика при сопровождении дает возможность долго держать человека на крупном плане, что позволяет показать его душевные переживания. Панорама сопровождения может дать ощущение проезда при использовании длиннофокусной оптики. Сходный эффект можно получить при съемке объекта, который движется по окружности, центром которой является съемочная точка. При таком положении расстояние между камерой и предметом съемки будет равно радиусу этой окружности, вследствие чего объект не будет изменяться по крупности и не выйдет из зоны резкости на протяжении всего снимаемого плана.

Применение разнохарактерной оптики может разрушить ритм происходящего события, т.е. материал во время монтажа не смонтируется.

Выбор оптики, съемочной точки, масштаба изображения, композиционного построения кадра, определение длины панорамы, момента начала панорамирования, его окончания – все это не столько технические, сколько творческие вопросы, от решения которых зависит степень воздействия снятого плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: