Тема: «Должностные инструкции»

(ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР, УПРАВЛЯЮЩИЙ) ПРЕДПРИЯТИЯ

Должностные обязанности. Руководит в соответствии с действующим законодатель­ством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предпри­ятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех струк­турных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличе­ние прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетво­рения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Обеспе­чивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщи­ками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и тру­довых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрес­сивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов матери­альных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и каче­ства продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального ис­пользования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональ­ному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопас­ных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законо­дательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономиче­ских и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуж­дении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Совместно с трудовыми коллективами и профсо­юзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разра­ботку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производ­ственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активно­сти рабочих и служащих предприятия. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям произ­водственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуще­ствлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для фи­нансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения ин­вестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масшта­бов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия,

постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответст­вующей отрасли; методические и нормативные материалы других органов, касающиеся дея­тельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия; производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия; технологию производства продукции предприятия; налоговое и экологическое законодательство; порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; систему экономических индикаторов, позволяющих предприятию определять свое положе­ние на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта; порядок заключе­ния и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; конъюнктуру рынка; научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли производства; управ­ление экономикой и финансами предприятия, организацию производства и труда; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и ре­гулирования социально-трудовых отношений; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или инже­нерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответст­вующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР

Должностные обязанности. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяй­ственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его фи­нансовой устойчивости. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана сче­тов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентари­заций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработ­ки бухгалтерской информации и порядка документооборота. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения совре­менных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и мето­дов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на ук­репление финансовой дисциплины. Организует учет имущества, обязательств и хозяйствен­ных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реа­лизации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечива­ет законность, своевременность и правильность оформления документов, составление эко­номически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государст­венные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда зара­ботной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведени­ем инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и от­четности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизво­дительных затрат. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходова­ния денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяй­ственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищени­ям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необхо­димых случаях этих материалов в следственные и судебные органы*, принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквид­ных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозит­ными и кредитными договорами, ценными бумагами. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета не­достач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских докумен­тов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив. Участвует в разработке и вне­дрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической от­четности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии.

Должен знать: законодательство о бухгалтерском учете; постановления, распоряже­ния, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельно­сти предприятия; гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодатель­ство; структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития; положения и инструк­ции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения; порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета; формы и поря­док финансовых расчетов; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов; порядок приемки, опри­ходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей; правила расчета с дебиторами и кредиторами; условия налогообложения юриди­ческих и физических лиц; порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, деби­торской задолженности и других потерь; правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей; порядок и сроки составления бухгалтерских ба­лансов и отчетности; правила проведения проверок и документальных ревизий; современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельно­сти предприятия; передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования органи­зации бухгалтерского учета; экономику, организацию производства, труда и управления; основы технологии производства; рыночные методы хозяйствования; законодательство о тру­де; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое) образо­вание и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

* При отсутствии на предприятии юридических служб непосредственно осуществляет эту функцию.

МЕНЕДЖЕР

Должностные обязанности. Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации*, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функциониро­вания, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, уч­реждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих усло­вий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного рис­ка. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и соци­ально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объе­ма сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, эко­номного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуще­ствляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Участвует в разработке иннова­ционной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Обеспечивает рост при­быльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (уча­стка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использо­ванию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринима­тельство и ведение бизнеса; конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложе­ния, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового админи­стрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом; формы и методы ведения рекламных кампаний; порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов; основы социо­логии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы технологии произ­водства; структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы ин­новационной и инвестиционной деятельности; методы оценки деловых качеств работников; основы делопроизводства; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; основы законода­тельства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; пра­вила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специ­альности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подго­товка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

* В зависимости от масштаба предпринимательской или коммерческой деятельности менеджер осуществляет управление по одному или нескольким направлениям (участкам) этой деятельности.

МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ

Должностные обязанности. Организует работу с персоналом в соответствии с об­щими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направления­ми кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. Обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Опре­деляет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных ис­точников обеспечения необходимыми кадрами. Осуществляет подбор кадров, проводит со­беседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работни­ков, мотивации их должностного роста. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. Принимает участие в планировании соци­ального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадро­вую документацию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом; законода­тельство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и на­логообложения; основы маркетинга; современные концепции управления персоналом; осно­вы трудовой мотивации и системы оценки персонала; формы и методы обучения и повыше­ния квалификации кадров; порядок разработки трудовых договоров (контрактов); методы и организацию менеджмента; основы технологии производства и перспективы развития пред­приятия, учреждения, организации, структуру управления и их кадровый состав; основы об­щей и социальной психологии, социологии и психологии труда; основы производственной педагогики; этику делового общения; передовой отечественный и зарубежный опыт в облас­ти управления персоналом; основы организации делопроизводства; методы обработки ин­формации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычис­лительной техники; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специ­альности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подго­товка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

НАЧАЛЬНИК ЦЕХА (УЧАСТКА)

Должностные обязанности. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха (участка). Обеспечивает выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование ос­новных и оборотных средств. Проводит работу по совершенствованию организации произ­водства, его технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, преду­преждению брака и повышению качества изделий, экономии всех видов ресурсов, внедре­нию прогрессивных форм организации труда, аттестации и рационализации рабочих мест, использованию резервов повышения производительности труда и снижения издержек произ­водства. Организует текущее производственное планирование, учет, составление и своевре­менное представление отчетности о производственной деятельности цеха (участка), работу по внедрению новых форм хозяйствования, улучшению нормирования труда, правильному применению форм и систем заработной платы и материального стимулирования, обобщению к распространению передовых приемов и методов труда, изучению и внедрению передового отечественного и зарубежного опыта конструирования и технологии производства аналогич­ной продукции, развитию рационализации и изобретательства. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств и выполнение графиков их ремонта, безопасные и здоровые условия труда, а также своевременное предоставление работающим льгот по условиям труда. Координирует работу мастеров и цеховых служб. Осуществляет подбор кадров рабочих и служащих, их расстановку и целесообразное исполь­зование. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. Представляет предложения о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины, применении при необходимости мер материального воздействия. Организует работу по по­вышению квалификации рабочих и служащих цеха, проводит воспитательную работу в кол­лективе.

Должен знать: организационно-распорядительные документы, нормативные и мето­дические материалы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности цеха; пер­спективы технического развития предприятия и цеха; технические требования, предъявляе­мые к продукции цеха (участка), технологию ее производства; оборудование цеха и правила его технической эксплуатации; порядок и методы технико-экономического и текущего про­изводственного планирования; формы и методы производственно-хозяйственной деятельно­сти цеха (участка); действующие положения по оплате труда и формы материального стиму­лирования; передовой отечественный и зарубежный опыт в области производства аналогич­ной продукции; основы экономики, организации труда, производства и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образова­ние и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: