Ответственность за налоговые правонарушения и предупреждение налоговых преступлений

Согласно Налоговому Кодексу РФ, вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 НК РФ).

Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция (статья 114). Налоговый Кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов). Штраф – это взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств. Иные альтернативные виды взысканий (предупреждения, конфискации и др., характерные для административной ответственности) за совершение налоговых правонарушений не применяются.

Таблица 2. - Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение в соответствии с действующим Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Налоговое правонарушение Ответственность
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе Взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке Взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Непредставление налоговой декларации Взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения Взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей; те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) Взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов Взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога Взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля Взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу Взыскание штрафа в размере 5 000 рублей; те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса Взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения; те же деяния, совершенные более одного раза - влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Уголовная ответственность юридических лиц установлена за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст. 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Таблица 3. - Налоговые преступления и наказания за их совершение в соответствии с действующим Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Налоговое преступление Ответственность
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Неисполнение обязанностей налогового агента Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, в крупном размере Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6000000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10.000.000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30000000 рублей. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Привлечение налогоплательщиков к ответственности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах осуществляется органами налогового контроля, деятельность которых регламентируется нормативно-правовой базой представленной на рисунке 1.4.

Рисунок 4. – Нормативно-правовая база.

Предупреждение налоговых преступлений и правонарушений нужно совершать не только силовыми, но и активными разъяснительно-профилактическими методами с использованием средств массовой информации и развитием связей с общественностью.

К числу основных целей информационно-пропагандистского обеспечения предупреждения налоговых преступлений относятся:

- формирование правовой культуры населения в вопросах налогового законодательства;

- обеспечение широкого информирования общественности о результатах деятельности отделов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями;

- создание среди широких слоев населения максимально благоприятного имиджа отделов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями как быстро развивающейся, перспективной и необходимой правоохранительной структуры.

Огромная роль в деле воспитания налогоплательщиков и повышения уровня их налоговой культуры отводится телевидению. Средствами массовой информации должна осуществляться пропаганда в целях воспитания законопослушных налогоплательщиков, профилактики налоговых преступлений и правонарушений, формирования у общественности негативного отношения к недобросовестным налогоплательщикам. Практика показывает, что наиболее эффективными по своему воздействию являются телепередачи, подготовленные с непосредственным участием специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями.

Высокую эффективность в деле формирования налоговой культуры и правосознания показала социальная реклама.

Необходимость формирования у граждан и предпринимателей налоговой культуры обязывает налоговые органы осуществлять совместные профилактические мероприятия. Так, в свое время Госналогслужба России инициировала разработку Общегосударственной программы по формированию у населения налоговой культуры, цивилизованного отношения к налогообложению. В Правительство РФ было направлено предложение о создании Координационного совета из представителей Госналогслужбы России, Минфина России, Банка России, Госкомпечати России, ряда других заинтересованных государственных органов для разработки проекта программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на разъяснение роли налогов в обеспечении нормальной жизнедеятельности государства и общества, основных направлений налоговой политики, положений налогового законодательства. Принимая во внимание низкий уровень налоговой культуры населения, реализацию подобной программы следует признать необходимой.

При этом необходимо создать такое общественное мнение, что платить налоги - это не просто обязанность, а почетная обязанность, т.к. исправное исполнение обязанности налогоплательщика каждым гражданином является залогом укрепления российской государственности и экономической предпосылкой формирования гражданского общества в Российской Федерации.

А пока в современных условиях даже пропаганда того, что налоговые преступления раскрываются, и виновные реально привлекаются к уголовной ответственности, не может оказать должного воздействия на общественное мнение в сфере профилактики налоговых преступлений. В данном случае все зависит от законодателя. Когда уклонение от уплаты налогов и сборов станет экономически нецелесообразным, тогда и отпадут многие факторы развития налоговой преступности.

Одной из причин налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к существующей системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем их налоговой культуры. Принимая это во внимание, главным направлением деятельности по предупреждению налоговой преступности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения. Это, прежде всего, предполагает широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении.

Более того, необходимо создавать налогоплательщику условия, включая доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование. В настоящее время вполне «созрели» условия и появилась необходимость для создания в России системы вневедомственного налогового консультирования, имеющего своей целью оказание квалифицированной помощи налогоплательщикам при непременном соблюдении интересов государства. Для этого инициативной группой в порядке законодательной инициативы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О налоговом консультировании», который уже принят к рассмотрению. Его принятие позволит распространить налоговое консультирование на широкие слои населения, что позволит повысить уровень его налоговой культуры.

Эффективной профилактикой в сфере налоговых преступлений может стать приведение налогового законодательства в такое состояние, когда неуплата налогов становиться экономически невыгодной по сравнению с санкциями за налоговые преступления. Такие шаги уже предприняты законодателем. С 1 января 2003 введена в действие глава 26.1 Налогового кодекса РФ, посвящённая упрощённой системе налогообложения, которая исключает ошибки в начислении налогов, снижает налоговый пресс на малые предприятия и даёт возможность их экономическому росту и делает попросту невыгодным уклонение от уплаты налогов. Глава 26.2 НК РФ посвящена регламентации применения единого налога на вмененный доход. Такие меры способствуют сокращению налоговых преступлений, увеличению налоговых сборов, экономическому росту субъектов хозяйственной деятельности и, в целом укреплению экономики России - экономической основы российского демократического общества.

В этой ситуации сокращаются возможности для коррупции в налоговой сфере для сотрудников различных контролирующих органов. Введение единого налога на вмененный доход стало катастрофой для многих нерадивых сотрудников налоговых органов и органов внутренних дел, которые осуществляли контрольные закупки и ловили предпринимателей, когда те не применяли контрольно-кассовые машины, чтобы снизить объем реализации в целях снижения размеров объекта налогообложения. С введением единого налога на вмененный доход для многих субъектов хозяйственной вообще отпали криминологические предпосылки для совершения налоговых преступлений. Таким образом, создается ситуация, когда налаживаются нормальные общественные отношения в плане начисления и уплаты налогов и сборов. В этом случае уголовный закон преследует только действительно нерадивых налогоплательщиков.

Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, так как налоги – это основной источник пополнения доходной части бюджета государства. В случае уклонения от уплаты налогов и сборов, налогоплательщики несут ответственность, предусмотренную законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: