В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно

Закон 1926 г. "О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" предоставил "исполнительной власти", то есть тому же главе правительства, право на издание "декретов-законов". При этом никакой грани между "законами", оставшимися компетенцией парламента, и "декретами-законами" проведено не было.

Парламент, у которого отняли привилегию издавать законы, стал ненужным Но его сохраняли для "демонстрации единства" между "народом" и правительством. "Должный" состав парламента обеспечивался "реформой политического представительства", осуществленной в 1928 г.

Выборы депутатов производились следующим образом: а) кандидаты в депутаты выдвигались в основном профсоюзами (на практике - - руководящими центрами фашистских союзов): б) так называемый большой национальный совет фашизма (штаб партии) отбирал из общего списка, представленного профсоюзами, 400 депутатов; в) избирателям предоставлялось право одобрить это назначение. Право голоса давалось мужчинам старше 21 года, если они отвечали одному из следующих требований: а) платили взносы в профессиональный союз; б) уплачивали налог в размере не менее 100 лир; в) держали ценные бумаги (государственные или банковские); г) принадлежали к церковному клиру.

Вторая тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие иные формы партийного "самоуправления". Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии ("секретарь") назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.

Третья тенденция - - это террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.

Помимо общей полиции существовали: "организация охраны от антифашистских преступлений" (ОВРА); "особая служба политических расследований"; "добровольная милиция национальной безопасности". Для расправы с врагами режима были созданы особые комиссии, названные "полицейскими судами". Членами этих комиссий являлись должностные лица фашистского репрессивного аппарата: начальник полиции, прокурор, начальник фашистской милиции и др. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в "политической неблагонадежности". Наиболее важные политические дела рассматривались "особым трибуналом".

Однако, никакой антинародный режим не может держаться только насилием. Отсюда проистекала потребность прикрыть тоталитарную диктатуру какой-нибудь видимостью "заботы" о трудящемся человеке. Так родилось теория " корпоративного государства ". Оно было создано законами 1926- -1934 гг. Его официальной, напоказ выставляемой целью были "примирение" между трудом и капиталом; его действительным результатом было усиление экономического и политического господства монополий.

В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находились представители фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал "сам" Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись). Но каждый раз решения принимались к неизменной выгоде предпринимателей и невыгоде для рабочих.

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом. Вместо него была создана "палата фашистских организаций и корпораций". Члены ее назначались Муссолини (1938 г.). Права палаты были определены следующим образом: сотрудничество с правительством в издании законов. Фашистское корпоративное государство служило орудием монополий. Но и монополии охотно служили интересам фашистской партийной и государственной верхушки. В руках Муссолини и его родственника Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна "Монтекантини" (прибыли этого химического концерна возросли с 67 млн лир в 1934 г. до 160 млн лир в 1939 г.) и многих других.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы "возродить Римскую империю". Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки.

В осуществление этой программы, никак не соответствовавшей военной способности Италии, Муссолини удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938 г.).В июне 1940 г. Италия - - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту - - объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию.

Важнейшим направлением внешней политики являлись аг­рессивные устремления и активная подготовка к войне. Италия рассматривала Средиземное море как свое «внутреннее озеро». Германия уже в 1935 г. отказалась от выполнения военных ста­тей Версальского договора. За этим последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935 - - 1936), интер­венция в Испании (1936 - - 1939 гг.), расчленение Чехословакии (1938 - - 1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т.д. В апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке рас­торгла англо-германское морское соглашение и договор о не­нападении с Польшей. Тем самым были ликвидированы все препятствия для начала Второй мировой войны.

Контрольные вопросы

· Что такое фашизм?

· В чем особенность фашизма в Италии?

· В каких государствах были установлены фашистские режимы?

· Каковы основные признаки тоталитаризма?

· Что такое «вождизм» и каковы его разновидности?

Глава 32. Государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии

После окончания первой мировой войны нацизм появился и в Германии в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

Так уже в 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии - - Национал-социалистической рабочей партии, - - основанные на принци­пе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготов­ка специального террористического аппарата для подавления демокра­тических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти.В 1923 г. в Баварии на юге Германии нацисты предпринимают прямую попытку захватить государ­ственную власть. Провал путча заставляет нацистских лидеров изме­нить тактику борьбы за власть (табл. 7, сх. 2).

Таблица 7.

Государственный строй, политические ре­жимы фашистской Ита­лии и гитлеровской Гер­мании обнаруживают больше сходства, чем раз­личий. Недаром Муссо­лини признавал: "Фа­шизм и национал-социа­лизм есть два параллельных течения в истории". Так же как в Италии фашизм, в Герма­нии нацизм начал с лик­видации буржуазно-демо­кратических свобод. Этим целям служила це­лая серия чрезвычайных декретов, приходящихся на первые месяцы 1933 г.

Февральский декрет, названный "В защиту народа и государства", отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же "чрезвычайный" декрет "В защиту германского народа" наделял неограниченными полномочиями полицию и т. д.

Схема 2.

Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и больше всех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама компартия была запрещена (март 1933 г.), ее пресса закрыта (табл. 8).

Таблица 8. Итоги выборов в Рейхстаг в 1932 году (с августа по ноябрь).

В ночь на 28 февраля 1933 г. гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог для гонений на компартию. Находившийся в Германии болгарский коммунист Георгий Димитров и некоторые другие коммунисты были арестованы и преданы суду по обвинению в поджоге рейхстага. Димитров с необыкновенным достоинством и мужеством разоблачил преступление фашистов. Знаменитый Лейпцигский процесс, которым хотели дискредитировать не только германских коммунистов, но и все международное коммунистическое движение, закончился оправданием Димитрова и других коммунистов - - обвиняемых.

Однако в стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1933 г. тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при "попытках к бегству". Был арестован и Эрнст Тельман, выдающийся вождь немецкого пролетариата, руководитель компартии. Незадолго до конца войны гитлеровцы убили его.

Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Преследованию подвергли и социал-демократическую партию: нацисты преподали ей практический урок легальности и конституционности. Право на существование получила одна только нацистская партия.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось с присягой на верность "национал-социализму". Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных "фюреров", которых (как и в Италии) назначали сверху.

В непосредственном подчинении партийного центра находились "штурмовые отряды" (СА), "охранные отряды" (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера. Особое место в системе репрессивного аппарата заняла тайная полиция - - гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - - в особе "фюрера".

Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкций парламента, издавать акты, которые "уклоняются от Конституции".

Августовский закон 1934 г. уничтожал должность президента, а его правомочия передавал "фюреру", который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, "фюрер" пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда - - в демагогических и внешнеполитических целях - - гитлеровцы проводили "народные опросы". При этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться "врагом народа" (сх. 3).

В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а, соответственно, с тем земельные ландтаги, упразднялось "во имя единства нации". Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально не отмененная Веймарская Конституция прекратила свое действие.

Схема 3.

Свойственные империализму процессы нашли в гитлеровском рейхе свое законченное выражение. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством, монополиями - экономическими гигантами типа "Фарбениндустри", автогиганта "Круппа" и др.

Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались хозяйственные палаты - - общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10- -12 часов, тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 г. всего только 70% от зарплаты 1933 г. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8,6 млн. марок в 1933 г. и 27 млн. в 1940 г.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили (табл. 9).

Таблица 9.

Право на существование и господство получила лишь одна национал-социалистическая партия - - воцарилась однопартийная правительствен­ная система.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обяза­ны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера, лидера и вождя. В непосред­ственном подчинении партийного центра находились штурмовые отря­ды (СА), эсэсовские охранные отряды (СС), воинские части рейхсвера, укомплектованные сторонниками Гитлера.

Решения съездов партии с момента их принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все существенные вопросы правления.

Государственная властьв гитлеровской Германии сосредоточилась в пра­вительстве, а правительственная власть - - в руках фюрера. Местное самоуправление и традиционное деление государства на зем­ли в интересах централизации управления были ликвидированы. Облас­тями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством. Германия по существу превратилась в унитарное государство.

Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, ко­торая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием "большой войны", в которой "великая Германия" завоюет себе "достойное жизненное про­странство" (табл. 10).

Таблица 10.

Мероприятия гитлеровского правительства в 1933- -1939 гг. 1. Ликвидация буржуазно-демократических свобод. 2. Предоставление неограниченных полномочий карательным орга­нам. 3. Упразднение принципа разделения властей (сосредоточение зако­нодательной и исполнительной функций в руках правительства). 4. Запрет всех политических партий (кроме НСДАП). 5. Административная реформа, по сути, упразднившая местные представительные органы. 6. Создание тайной полиции (гестапо), концентрационных лагерей; 7. Антисемитизм и его пропаганда («хрустальная ночь»)
НСДАП - стала частью правительственной машины. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. - решения съездов получали силу законов. - в непосредственном подчинении партийного центра находились "штурмовые отряды" (СА),"охранные отряды" (СС)
Особенности экономики фашистской Германии 1. Прямое административное регулирование хозяйственной жизни (ускорение развития военной промышленности; карточная система распределения). 2. Контроль над рынком рабочей силы и трудовых отношений (ликвидация профсоюзов; введение всеобщей трудовой по­винности). 3. Ограничение свободы предпринимательства; рыночная экономика перестала функционировать
Подготовка к войне m в Германии к 1939 г. была создана военная авиация, танковые войска; m была введена всеобщая воинская обязанность; m присоединение к Германии Австрии (аншлюс); m расчленение Чехословакии (Мюнхенский пакт)

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к "большой войне", которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром. Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Франции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась.

Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав террито­рию Германии, союзники - - СССР, США, Великобритания - - вырабо­тали политику в отношении Германии. 5 июня 1945 г. было принято решение образовать Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии.

Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, а с 27 июля - - К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии вре­менный оккупационный режим и принять ряд мер, направленных на ликвидацию опасности фашистского милитаризма (сх. 4).

Схема 4.

Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном кон­трольном совете. В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами, американской и английской (Бизония), а затем и всеми тремя (Тризония). Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух отдельных гер­манских государств: Федеративной Республики Германии (на Западе) и Германской Демократической Республики (на Востоке).

Контрольные вопросы

· Каково сходство и различие между нацистским режи­мом в Германии и фашистским режимом в Италии?

· Как изменялся государственный аппарат в нацистской Германии?

· Что такое «СА», «СС», гестапо в нацистской Германии?

· Какую политику в отношении Германии проводили державы-победительницы?

Хронология истории установления тоталитарных режимов Германии и Италии

1919, 23 марта. Создание первой фашистской группировки в Италии.

1919, 28 июня. Подписание Версальского мирного договора между державами Антанты и Германией.

1922, 28 октября. Установление фашистской диктатуры в Италии («поход на Рим»).

1933, 30 января. А. Гитлер становится рейхсканцлером (премьер-министром) Германии - - к власти приходят нацисты.

1933, 27 февраля. Поджог здания Рейхстага в Берлине - - начало свертывания основ демократии в Германии.

1933, 20 марта. Недалеко от Мюнхена открыт первый концлагерь - -Дахау, в который помещали евреев, политзаключенных, т.е. всех,кто попадал под категорию «нежелательных элементов».С началом Второй мировой войны появится новая разновидность концлагерей - - лагеря смерти,в которых уничтожение людей будет поставлено на поток.

1934, 2 августа. После смерти президента П. Гинденбурга Гитлер становится главой государства с титулом «фюрер» (вождь) германского народа».

1935, 5 декабря. Стычка итальянских войск с эфиопскими у оазиса Урал-Урал, что послужило поводом к итало-эфиопской войне, начавшейся в 1935 г. и завершившейся в 1936 г. оккупацией Эфиопии и провозглашением ее итальянской колонией.

1935, 13 января. Состоялся плебисцит (всенародное голосование) в Сааре и его присоединение к Германии.

1935, 16 марта. В Германии восстановлена всеобщая воинская повинность.

1938, 29 сентября. Подписание Мюнхенского соглашения (Германия, Италия, Франция и Великобритания), положившего начало разделу Чехословакии (немецкоязычные области отошли к Германии, венгерские и украинские - - к Венгрии, польские - - к Польше).

1939, 23 августа. Подписание советско-германского договора («пакт Молотова-Риббентропа») о ненападении и разделе «сфер интересов» в Восточной Европе, открывшего дорогу Второй мировой войне.

1939, 1 сентября. Нападение на Польшу. начало Второй мировой войны.

1939, 10 ноября. «Хрустальная ночь» - - массовые еврейские погромы в Германии, организованные нацистами.

1942, 20 января. Нацисты приняли план истребления всех евреев Европы.

1945, июль-август. Потсдамская конференция глав СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (К.Эттли), принявшая решение искоренить нацизм в Германии и установить в ней демократический строй.

1945, 20 ноября. Начало Нюрнбергского процесса, осудившего главных нацистских преступников (завершил работу к октябрю 1946 г.).

1949, май-октябрь. Раскол Германии и образование Федеративной Республики Германия в западных зонах оккупации и Германской Демократической Республики в советской зоне оккупации.

Глава 33. “Новый курс" Франклина Д. Рузвельта в США

(1933- -1945 гг.)

Экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли за годы Первой мировой войны. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929- -1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицен­тре и в полной мере ощутили его последствия. Произошло значительное сокращение объема производства - - промышленное производство в США понизилось до 56%. Полностью была расстроена финансовая система - - национальный доход сократился на 48%. Кроме того, наблюдалось массовое разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - - обанкротилось 40% банков. Кроме того, около 17 млн. человек потеряли работу. В это время в США практически не было государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий. Кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей корен­ных изменений (рис. 3, табл. 11).

Рис. 3.

Таблица 11.

Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у вла­сти, пыталось предпринять ряд мер, направленных на поддержку монополий, но это не дало положительных результатов (сх. 5).

Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризи­са, получившей название "Новый курс" (“New Deal”). В 1933- -1938 гг. в рамках этой программы в первые сто дней правления президентом был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:

Схема 5.

Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении цен­ных бумаг в 1933 г. преследовало цель сохранения и укрепления финансово-эко­номической системы корпоративного капитала США, в сотрудниче­стве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.

На основании законов в финансово-банковской сфере в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц (сх. 6).

Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих сво­бодный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен­ным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятель­ности компаний и пр.

Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промыш­ленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регули­ровалась нормативными актами - - “кодексами честной (справедливой) конкуренции”, оп­ределявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Каждый подобный кодекс подписывался Президентом США и имел силу закона в рамках своей отрасли. Всего было принято около пятисот кодексов.

Схема 6.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - - Национальную администрацию восстановления промышлен­ности.

Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбаланси­ровать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров (сх. 7, 8).

Схема 7. Схема 8.

Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, со­кративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.

В социальной области с целью уменьшения безработицы,снижения ее негативных последствий, безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные орга­низации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впер­вые в истории США легализовавший и поощривший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обя­зывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признава­лось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона Вагнера создавалось Национальное управ­ление по трудовым отношениям.

В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном стра­ховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страхо­вании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице вып­лачивались около 10 недель в году.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанав­ливавший максимум продолжительности рабочего времени для некото­рых категорий трудящихся и минимум зарплаты (сх. 9).

Схема 9.

Все подобные меры носили комплексный, хорошо продуманный характер и позволили смягчить последствия разрушительного кризиса в США. Тем не менее у «нового курса» нашлось множество противников и оппонентов, настаивавших на «непродуманности», «незаконченности» реформ, а то и на их прямой «антиконституционности». Дело в том, что, помимо невиданного до тех пор вторжения государства в частную инициативу и американский бизнес, негодование как «правых», так и «левых» политиков вызвал дисбаланс в системе разделения властей - - «сдержек и противовесов». Например, в общей сложности в период 1933-1944 гг. по инициативе Президента Рузвельта было принято 4000 законов, а по инициативе Конгресса - - 4600, что означало прямое вмешательство исполнительной ветви власти в сферу законодательства, выравнивание функций этих двух ветвей власти.

Естественно, что Верховный Суд Соединенных Штатов усмотрел в таком положении дел несоответствие нормам федеральной Конституции 1787 г., и в течение 1935- -1936 гг. признал неконституционными положения основных законов «нового курса» Фр.Д.Рузвельта.

Кратко все эти меры и их последствия показаны в табл. 12.

Таблица 12.

Совокупность мер, направленных на государственное регулирова­ние американской экономики, предложенных Рузвельтом и его сторонниками, получила название "нового курса" (New Deal). 1. Банковская реформа (золотой запас Соединенных Штатов был передан в государственное казначейство, осуществлено страхование мелких и средних банковских вкладчиков и т.д.). 2. Создание специальной федеральной организации - - На­циональной администрации по оздоровлению промышленности (НИРА) ® введение "кодексов честной конкуренции " (норм, устанавливающих одинаковый для всей данной отрасли про­мышленности уровень заработной платы, одинаковую продолжительность рабочего дня и т.д.). 3. Закон 1933 г. о регулировании сельскохозяйственного производства (выплата компенсации фермерам за сокращение производства). 4. Программа социальной помощи нуждающимся (общественные ра­боты различного назначения для безработных и т.д.)
Трудовая и социальная политика правительства Рузвельта 1. Закон о социальном обеспечении (14 авг. 1935 г.) - - создание государственной системы по оказанию помощи вдовам, сиротам, инвалидам, по страхованию безработных и по пенсионному обес­печению. 2. Закон о трудовых отношениях (закон Вагнера) - - закрепление права рабочих на профсоюз и стачку, создание системы государственного регулирования трудовых отношений. 3. Реформирование системы налогообложения - - повышение ставок налогов на сверхдоходы, на наследства и дарения. Выборы 1936 г.: Рузвельт переизбран на второй срок.

Продолжение табл. 12.

1938 г. - - Закон о справедливых условиях труда (право правительства установить минимальную почасовую ставку заработной платы и максимальную продолжительность рабочего дня; запрещение детского труда).
Значение "нового курса" m Введение "нового курса" - - переломный момент в истории США. Впервые государство взяло на себя роль гаранта социальной защищенности американцев. m Дальнейшее развитие либеральной демократии (расширение прав граждан). m Выход из кризиса с помощью социаль­ного компромисса

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: