ü
|
ü Взаимозависимость внутренних переменных
ü Цели
ü Структура
ü Задачи
ü Технология
ü Люди
Одной из основных категорий менеджмента является социальная система управления, или организация.
Как говорилось выше каждая организация имеет свою внутреннюю среду. Внутренняя среда организации объединяет элементы, которыми располагают субъект и объект управления, т.е. заключает в себе потенциал, необходимый для ее функционирования.
Внутренняя среда организации может способствовать и придавать жизненные силы организации, так и стать причиной ее гибели. Она представляет собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Чтобы менеджер мог формировать и изменять внутреннюю среду, ему необходимо знать и уметь выделять переменные.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Организация представляет собой созданные людьми системы, в которых внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Но это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
В управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис.4).
Технология
| |||
|
Структура
Рис. 4. Взаимосвязь внутренних переменных.
Этот рисунок представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Организация – открытая система. Правильнее рассматривать этот рисунок как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).
Цели
Организация - по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей. В свою очередь цели позволяют людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цель - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.
В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.
У организации могут быть разнообразные цели. Главная цель организации, которая занимается бизнесом – создание определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — по затратам и получаемой прибыли. Задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Некоммерческие организации не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.
Крупные организации имеют много целей. Пример: для получения прибыли, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.
Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности.
Основная цель большинства организаций - получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Существуют три основных типа ориентации организации на прибыль:
· максимизация прибыли;
· получение “удовлетворительной” прибыли. Прибыль является удовлетворительной, если будет учитываться степень риска;
· минимизация прибыли. Это означает максимум минимума ожидаемых доходов наряду с минимумом максимума потерь.
Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов, учреждений. Но даже и некоммерческие организации могут существовать только в условиях прибыльности. Только рост нормы прибыли выражен в других показателях:
· удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
· позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
· условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
· публичная ответственность и имидж организации;
· техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;
· минимизация издержек производства и т.д.
Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Пример: Для того чтобы получить организации прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации имеют разнообразные цели, но больше внимания уделяют социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.