Технология

Большее значение внутренней среды играет фактор технология. Большинство людей под технологией понимают нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. В свое время социолог Чарльз Перроу, который много изучал влияние технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.

Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. Если использоватьстандартные детали, то можно существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время практически не существует товаров, процесс производства которых не стандартизован.

Существует несколько способов классификации: классификацию по Томпсону и по Вудворд.

Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:

Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство,

где одновременно изготавливается только одно изделие.

Массовое или крупносерийное производство применяется при

изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.

Непрерывное производство использует автоматизированное

оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций .

Другой социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает следующую классификацию технологий, не противоречащую трем предыдущим:

1. Многозвенные технологии представляют собой серию независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Пример – сборочные линии массового производства.

2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей. Пример - потребители, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.

3. Интенсивная технология представляет собой серию специальных приемов, навыков или услуг. Этот вид технологии производит определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Рассмотренные две категории не так уж сильно отличаются друг от друга. Нельзя сказать, что один тип технологии лучше другого. В каждом случает может быть примелем свой тип технологии. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям.

Ни одна из технологий не может быть полезной и ни одна из задач не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.

Люди

Основой любой организации является человек. Без людей не может существовать организация. С помощью людей в организации формируется культура, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. А самое главное они создают продукт (услугу). В силу выше сказанного люди для менеджера становятся “предметом номер один”. Задачей менеджера становится:

- формирование кадров;

- установление системы отношений между кадрами;

- развитие кадров;

- обучение и продвижение по работе.

Отличительными чертами людей в организации являются:

§ пол;

§ возраст;

§ образование;

§ национальность;

§ семейное положение;

§ его способности и т.п.

Все эти отличия могут серьезно влиять как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим работа менеджера должна способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджеру приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процес­сы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процес­сов, можно выделить пять групп функциональных процессов, кото­рые охватывают деятельность любой организации и которые являют­ся объектом управления со стороны менеджмента. Данными функ­циональными группами процессов являются следующие:

· производство;

· маркетинг;

· финансы;

· работа с кадрами;

· эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности) .

С помощью управления производства осуществляется управление процесса переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Для осуществления процесса производства менеджер выделяет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техни­ки по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управле­ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собст­венного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.

Управление маркетингом происходит посредством маркетинговой деятельности. Посредством управления маркетинга осуществляется управление такими процессами как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

Управление финансами. Менеджер осуществляет управление процессом движения финансовых средств в орга­низации. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определя­ющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка).

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее воз­можностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности .

Контрольные вопросы

1. Внутренние переменные и их взаимосвязь.

2. Характеристика целей.

3. Типы ориентации организации на прибыль.

4. Показатели прибыли некоммерческих организаций.

5. Структура.

6. Задачи.

7. Технология.

8. Люди


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: