
Рис. 1. Виды управления
Хотя реальное число уровней варьируется, традиционно выделяются три уровня управления. Руководители низового звена наблюдают за процессом осуществления производства работниками, которые не управляют, а имеют дело непосредственно с материальными ресурсами. Руководители среднего звена – «буфер» между руководителями низового и высшего звена, которые отвечают за организацию в целом или крупный сегмент данной организации.

Управление
высшего
звена
Управление
среднего звена
Управление
низового звена
Рис. 2. Способ представления уровней управления
Менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления.
Термин «менеджмент» в научной литературе трактуется достаточно широко:
- интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения;
- функции управления, т.е. совокупность таких видов деятельности, как планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;
- искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности;
- орган или аппарат управления — группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формирование решений и инициирующих соответствующие действия в интересах организации;
- наука — самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Наука имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Менеджер - от англ. manager < manage - управлять) - это "наемный управляющий, специалист по управлению" (см. Словарь иностранных слов. - М., 2000). Иногда говорят, что менеджер - это руководитель по найму, это человек, профессионально осуществляющий функцию управления в рыночной системе отношений.
Предприниматель - это человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия, или с разработкой новой идеи или новой продукции (новой услуги).
Таким образом, хороший менеджер – это не обязательно предприниматель, однако, хороший предприниматель обязательно должен быть хорошим менеджером.
Контрольные вопросы:
1. Понятие управления.
2. Функции управления.
3. Виды управления.
4. Уровни управления.
5. Понятие менеджмент.
6. В чем разница между менеджером и предпринимателем.






