Для отыскания решения любой задачи сначала необходимо ее поставить и сформулировать, причем сделать это нужно так, чтобы, ее исследование могло строиться с применением научного аппарата.
Операционисту, как и врачу, обычно сообщают лишь симптомы болезни, а не диагноз. Для того чтобы правильно поставить задачу, как правило, следует собрать множество дополнительных сведений, которые позволят полноценно и
корректно сформулировать задачу. Операционист должен знать, в чемзаключается задача.Поэтому необходимо рассмотреть, прежде всего, условия, необходимые для существования простейшей ситуации, в которой возникает задача.
Для этого необходимо следующее:
1. Должен существовать субъект (i), связанный с некоторой внешней средой (N), перед которым возникает задача.
2. В распоряжении этого субъекта должны быть по крайней мере две реализуемые стратегии (С1 и С2 ) и должна существовать возможность выбора поведения.
3. При выборе каждой стратегии должна существовать возможность получения, по крайней мере, двух результатов: (О1 и 02 ), один из которых предпочтительнее другого. В итоге должен быть выбран один результат и принята для реализации одна стратегия.
Каждой реализуемой стратегии должна соответствовать некоторая вероятность достижения цели, причём цели, которые ставятся в соответствие различным стратегиям, не должны быть одинаковыми.
В противном случае, будет безразлично, какая стратегия выбирается.
Будем иметь в виду следующее:
1) Стратегия определяется одним или несколькими (количественными или качественными) значениями управляемых переменных, например числом закупленных в определенный момент времени изделий или числом изделий, закупаемых в одной партии, частотой закупок и тому подобное.
2) Внешняя среда N определяется значениями неуправляемых переменных,
обозначаемых Yj.
Задачу перед операционистами обычно ставят руководители, управляющие всей человеко-машинной системой или ее частью. Первоначальное ознакомление с задачей чаще всего заключается в выявлении симптомов, регистрации их в документальной форме и описании этих симптомов как можно точнее. При этом предварительном ознакомлении информацию нужно получать не только от руководителей, осуществляющих управление операциями, но и от сотрудников управленческого аппарата и непосредственных исполнителей. В процессе выявления симптомов можно также многое выяснить для определения истинных целей организации.