Применяется, когда структура системы (задачи) ясна, но метод её математического описания неясен

Тогда, в некоторых случаях, можно воспользоваться сходством рассматриваемой системы с системой, имеющей более простую структуру.

В таких случаях можно воспользоваться либо более простой, но аналогичной системой, либо ее математической моделью (вводя или не вводя соответствующие изменения) в качестве модели исследуемой системы.

Предположим, к примеру, что поставлена задача определения пункта размещения нового склада, который должен снабжать определенный круг потребителей, находящихся в различных пунктах.

Спрос каждого потребителя в течение определенного периода времени известен и относительно постоянен. Транспортные затраты на удовлетворение запросов каждого потребителя в первом приближении равны произведению веса груза на расстояние доставки и на тарифную ставку перевозки единицы веса на единицу расстояния.

Задача заключается в нахождении такого пункта размещения склада, чтобы минимизировать общие транспортные затраты в течение заданного периода времени. Многим, кто сталкивался с этой распространенной задачей, известно, что для нее имеется очень хороший физический аналог, который можно довольно просто реализовать следующим образом:

1. Пункт размещения каждого потребителя отмечается на карте, выполняемой в крупном масштабе.

2. Карта наклеивается на плоский лист фанеры или на классную доску.

3. Этот лист устанавливается горизонтально на козлах или каких-либо иных опорах так, чтобы под поверхностью, занимаемой картой, опоры отсутствовали.

4. В точках размещения каждого потребителя просверливаются маленькие отверстия, в которые вставляются гладкие пластмассовые втулки.

5. Через каждое отверстие пропускается кусок гладкого шнура, к концу которого под листом подвешивают груз, пропорциональный весу поставки соответствующему потребителю.

б. Концы шнуров над поверхностью листа привязывают к небольшому кольцу так, что, когда кольцо ложится на карту, все грузы под листом находятся в подвешенном состоянии, т. е. не касаются пола.

Если бы в этой конструкции отсутствовало трение, то кольцо заняло бы точное положение равновесия. Положение центра кольца в таком случае отвечало бы минимуму суммы произведений весов на соответствующие расстояния пунктов размещения потребителей от этого центра. Следовательно, положение центра кольца на карте.

На практике всегда имеет место некоторое трение, которое можно уменьшить с помощью легкого покачивания листа, что позволяет кольцу занять более точное положение равновесия. Можно изготовить более сложные варианты этой физической модели, учтя в них ряд дополнительных условий, вводимых в задачу.

Одним из многочисленных примеров таких модификаций может служить введение в эту модель существующих транспортных связей. В листе вдоль линий на карте по дорогам и другим транспортным связям, просверливается ряд отверстий, в которые вставляются пластмассовые фишки с желобками; в эти желобки укладываются шнуры. Таким образом, смещение шнуров при отыскании кольцом равновесия происходит вдоль фактических транспортных маршрутов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: